Что делать с отпавшим пупком новорожденного после родов

Что делать с отпавшим пупком новорожденного после родов

Рождение малыша – незабываемый и самый счастливый момент для его родителей. Будущая мама начинает заботиться о его здоровье сразу, как узнает о своей беременности. Но кроме физического здоровья следует позаботиться и о его ментальном благополучии. Для этого необходимо знать, что делать после рождения с пуповиной новорожденного. Эта трубочка соединяет мать с ребенком не только в утробе. Невидимая связь остается между ними на всю жизнь.

Старинные русские поверья

Свои приметы и поверья, связанные с пуповиной, существовали на Руси. Её перерезание было важным родильным ритуалом. Этим занималась повитуха — пожилая женщина, которую специально звали принимать роды (в каждой деревне их было две или три).

Перерезание пуповины было сакральным родильным ритуалом, которым занималась повитуха

Одной из главных обязанностей повитухи было совершение необходимых действий с последом и пуповиной. Эти действия — яркий пример типичного для родовспоможения сочетания эмпирических знаний и иррациональных представлений, в данном же случае убеждения в существовании между ними, т. е. между последом и пуповиной и новорождённым и роженицей не только реальной, но и магической связи.

«Русский север. Этническая история и народная культура. XII-XX века» (Глава 10. «Обряды и обычаи, связанные с рождением и воспитанием детей»)

https://www.booksite.ru/fulltext/nor/thr/uss/25.htm

Пуповину обрезали на определённом расстоянии от детского животика. В некоторых российских регионах оно составляло три пальца, что было особенно значимо для новорождённых девочек. Народ верил, что если обрезать пуповину чуть ближе к животу, то девушка вырастет ветреной.

Считалось, что если у девочки перерезать пуповину слишком близко к животу, она вырастет ветреной

Инструмент для обрезания также выбирался не случайно. Для мальчика это был нож, остро наточенный топор, камень, специально освящённый на Пасху. А вот для девочки требовался серп либо ножницы.

Мальчикам пуповину традиционно перерезали ножом или топором, а девочкам — серпом или ножницами

Сам процесс обрезания проходил на твёрдом предмете, как правило, орудии труда. Здесь опять-таки всё зависело от пола ребёнка. Для девочек брали прялку либо веретено (в этом случае будущая хозяйка будет искусной швеёй), а для мальчика — топор, порой колодка для плетения лаптей или даже книга (ребёнок, соответственно, должен вырасти искусным ремесленником или же грамотным человеком). Место же отреза смазывали свежим сливочным либо растительным маслом.

Считалось, что если девочке перерезать пуповину на прялке или веретене, она станет искусной рукодельницей

В прежние времена хорошему плотнику говорили: «Видать, тебе пуповину на топоре резали. А в процессе самого обрезания повитуха либо родители малыша приговаривали примерно следующее: «Чтобы работа спорилась, здоровье было крепким, жизнь долгой, а душа — чистой».

Ещё до отрезания пуповину требовалось перевязать. Для этого в ход шли льняные нитки, пряжа и даже материнские волосы, обязательно выстриженные из правой косы (к ним могли добавляться волосы отца). За счёт этого ребёнок «привязывался» к матери, чтобы она, как и во время пребывания малыша в утробе, подпитывала его своей силой и энергией.

Когда пуповину перевязывали материнскими волосами, малыша привязывали к матери, чтобы она могла передавать ему свою силу и энергию

В некоторых районах Руси (например, север, северное Приуралье) пуповину не перевязывали, а обрабатывали ногтём — очевидно, это сдавливало сосуды и препятствовало кровотечению.

В отдельных случаях повитуха перегрызала пуповину зубами — часто если роды случались неожиданно. Кстати, люди верили, что это предотвратит у младенца грыжу. Вообще, одним из достоинств бабки-повитухи, доказательством её мастерства как раз и была способность «заговаривать» грыжу.

Бабка перережет ножницами пуповину, завяжет, сквозь борушку закусит пуповину и мошонку — чтобы грыжи не было» [156]. Иногда бабка, положив на перевязанный пупок тряпочку, давала грызть его матери, сопровождая действие диалогом: «Что грызёшь? – Грыжу» [157].

«Русский север. Этническая история и народная культура. XII-XX века» (Глава 10. «Обряды и обычаи, связанные с рождением и воспитанием детей»)

https://www.booksite.ru/fulltext/nor/thr/uss/25.htm

После обрезания (или откусывания) следовал следующий магический ритуал — дальнейшие манипуляции с пуповиной. Вначале её защищали от сглаза — брызгали крест-накрест грудным материнским молоком. После этого пуповину прикладывали к щёчкам ребёнка, чтобы он рос красавцем.

Затем её вместе с плацентой обмывали, оборачивали чистой тряпочкой и вкладывали в кусок древесной коры либо в лапоть. Иногда с ней рядом клали кусок хлеба, яйца, зерно. Всё это закапывали в землю. Считалось, что это поможет ребёнку вырасти богатым.

Пуповину с плацентой вместе с продуктами завязывали в тряпочку и закапывали — считалось, что ребёнок вырастет богатым

Если же плаценту забыли закопать, то это означало возможную смерть роженицы.

На том месте, где была зарыта пуповина с плацентой, иногда сеяли ячмень либо овёс. Стебельки, достигшие 5 см, срезали и засушивали — они применялись как лекарство от детских хворей.

Пуповину закапывали не всегда, с ней выполнялись иные магические манипуляции:

  1. Высушивали и в ткани подвешивали над колыбелькой. А когда ребёнок начинал сам ходить, её прибирали в потайном месте. В 6–7 лет малышу давали пуповину, чтобы он сам её развязал — так «развязывался» ум и память. Тот, кто не смог сам это проделать, считался глуповатым.
  2. Пуповина наделялась целебными свойствами. Если ребёнок часто болел, на него через неё лили воду.
  3. Если женщина больше не желала иметь потомства, она закапывала пуповину под сухим кустом или деревом (обязательно в безлунную ночь и проговаривая определённый заговор).
  4. Порой пуповина выполняла роль амулета — её брали в путешествие, военный поход и пр., а когда человек умирал — помещали в гроб.

Иногда кусочек пуповины высушивают и хранят его тщательно завёрнутым, если дать взрослой дочери развязать её, она станет искусной швеёй (Полтава), а бездетная женщина, съев пуповину, исцелится от бесплодия…

Если хотят, чтобы вместо девочек в дальней­шем стали рождаться мальчики, плаценту закапывают, завернув её в подкладку со спинки мужской рубашки (Владимирская губ.).

Д. К. Зеленин «Восточнославянская этнография» (IX. Семейная жизнь, § 120. Роды)

http://referad.ru/53518/53518.pdf

Старинные обряды в современной жизни

Оказывается, старинные русский поверья и риуталы кое-где живы и сегодня. Например, жители Бурятии возрождают древний обряд закапывания пуповины.

Выкапывается яма глубиной около 30–40 сантиметров. Берётся шелковая котомочка, и туда помещается пуповина, завёрнутая в овечью шерсть. Раньше туда клали ещё и послед. Внутрь котомки также помещаются монеты и разные драгоценности. У бурят считались драгоценностями кораллы, серебро, золото. На дно ямки сначала сыпется зерно, а уже сверху кладётся котомка. После этого яма зарывается, сосновые щепки прикладываются друг к другу, образуя шалаш. Затем сверху кладётся внутренний бараний жир, и всё это поджигается. Вокруг костра усаживаются люди и, бросая топлёное масло в огонь, говорят благопожелания для ребёнка. Важно то, каким будет огонь. Если пламя высокое, то жизнь у человека будет хорошая. Этот огонь считается священным, он сжигает весь негатив на пути ребёнка. После смотрят, куда упадут прогоревшие щепки. В чью сторону повалится бывший костёр, у того и родится младенец.

Экс-замминистра спорта Бурятии Эрдэни Дымчиков

https://www.infpol.ru/197037-mesto-pogrebeniya-pupoviny-vsegda-schitalos-svyatym/

Предки бурятов верили, что священный огонь сжигает весь негатив в жизни ребёнка

Предки бурятов верили, что место, где зарыта пуповина ребёнка, является местом его силы. В трудные моменты жизни человек может приехать сюда и почерпнуть запас энергии, очиститься от всего плохого. А щепотка земли с этого места становится оберегом.

Бурятские шаманы, которые есть в республике и сегодня, полагают, что люди сейчас стали более слабыми энергетически и физические. Причина этому — именно нарушение древних обычаев. Мало кто договаривается с врачами и забирает в роддоме пуповину ребёнка, чтобы потом закопать её на родине.

У каждого своя малая родина, важно то, откуда твои предки. Обычно берут пуповину, едут на родину и там просят духов. Говорят им, что родился человек у таких-то людей, закапывают пуповину в землю, и это место становилось местом силы для него. Духи взяли эту связь под свою защиту. И когда у человека бывают сложные жизненные ситуации, он едет на тоонто нютаг — место, где жили наши предки, где захоронены эти пуповины, — утверждает шаманка.

Оксана Ким, шаман

https://www.infpol.ru/197037-mesto-pogrebeniya-pupoviny-vsegda-schitalos-svyatym/

Куда девают пуповину после родов?

Настал долгожданный момент, когда ребеночек появился на свет, пуповина была перерезана, а женщина стала счастливой мамой. И что же дальше, как поступить с пуповиной, ведь она на протяжении месяцев связывала двух родных людей? Данный вопрос тревожит очень многих.

По завершению отхождения последа пуповину принято утилизировать. В современных условиях это могут делать сами родители, по собственному желанию, либо медицинские работники. Еще несколько десятилетий назад пуповину и плаценту больницы начали оставлять у себя. Данные ткани, вероятнее всего, использовались в ходе научных исследований, так как содержат массу важнейшей информации с научной точки зрения.

В Западных же странах стремительно набрала популярность необыкновенная процедура заморозки. Это происходит, когда по согласию матери из пуповины извлекают стволовые клетки, потом их помещают в контейнеры и хранят в специальных учреждениях. Данное действие не является необходимостью, но в критических случаях эти клетки могут спасти жизнь не только самого ребеночка, но и его мамочки, а также ближайших родственников.

В странах постсоветского пространства заморозка находится еще только в состоянии внедрения. Также плацента с пуповиной являются очень ценными материалами для изготовления различных косметических и лекарственных средств для сохранения молодости кожных покровов и исцеления от всевозможных недугов. Если новоиспеченные родители приняли решение забрать с собой «сакральную часть», которая столько времени связывала женщину с малышом, то поступить можно любым образом.

В народе существует множество обычаев, пришедших к нам от предков. К примеру, для сохранения максимально теплых родственных связей и улучшения взаимопонимания с ребенком рекомендуется высушить кусочек пуповины и сохранить. А вот чтобы получить мудрость и силу от представителей всего рода, часть ткани сушили, помещали в медальон и носили с собой как своеобразный оберег. Более того, раньше послед вместе с пуповиной закапывали в землю и сажали на том месте небольшое деревце, чтобы подарить ребенку здоровье и благополучие.

В современных условиях подход прежних поколений к способу утилизации послеродовых тканей можно считать смешным или даже глупым, но делалось это не просто так. Например, древние славяне считали, что «детское место» имеет очень большое значение для ребенка, и следует не допустить, чтобы оно попало в злые корыстные руки. Они рекомендовали избавиться от последа, избегая в этом процессе посторонних глаз, желательно в темное время суток.

Конечно же, далеко не все семьи могут запросто оплатить сохранение пуповины в специальных холодильниках. Поэтому, можно отделить небольшой кусочек этого связующего звена и хранить как память, а оставшуюся часть утилизировать в роддоме.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: