Православие против суеверий

Православие против суеверий

Рус­ский народ, при­няв Пра­во­сла­вие, до кон­ца не изжил язы­че­ские обы­чаи. Наи­бо­лее зри­мо они про­яв­ля­ют­ся имен­но в обря­де погре­бе­ния, тай­ны и мно­гие стра­хи кото­ро­го нико­му не уда­лось рас­по­знать. Смерть не конец, смерть – нача­ло. Мы скор­бим о наших умер­ших по чув­ству лише­ния, но с надеж­дою соеди­не­ния с ними в вечности.

Свя­тые отцы и учи­те­ли Церк­ви все­гда предо­сте­ре­га­ли от пред­рас­суд­ков и суе­ве­рий, кото­ры­ми обо­льща­лись ино­гда и древ­ние хри­сти­ане. Со всей оче­вид­но­стью мож­но ска­зать, суе­ве­рия, сле­до­ва­ние вся­ким при­ме­там и обы­ча­ям, соблю­де­ние неле­пых внеш­них форм неко­то­рых обря­дов, в том чис­ле и похо­рон­ных, объ­яс­ня­ют­ся недо­стат­ком зна­ния о них. Суе­ве­рие, или сует­ная вера, – вера, ни на чем не осно­ван­ная, недо­стой­на истин­ных христиан.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь учит нас, когда мы вспо­ми­на­ем о смер­ти, не думать о ней одно­знач­но – либо как о тор­же­стве, либо как о горе. Образ, кото­рый дает нам Бог в Биб­лии и Еван­ге­ли­ях, более слож­ный. В смер­ти есть тра­ге­дия, смерть чудо­вищ­на, смер­ти не долж­но быть. Смерть – след­ствие нашей поте­ри Бога. Одна­ко в смер­ти есть и дру­гая сто­ро­на: как ни тес­ны ее вра­та, это един­ствен­ная надеж­да избе­жать пороч­но­го кру­га бес­ко­неч­но­сти в уда­лен­но­сти от Бога. Смерть не конец, смерть – нача­ло. Эта дверь откры­ва­ет­ся и впус­ка­ет нас в про­стор веч­но­сти, кото­рая была бы навсе­гда закры­та для нас, если бы смерть не высво­бож­да­ла нас из раб­ства земли.

Нель­зя не скор­беть нам, когда, уми­рая, остав­ля­ют нас те, кото­рых любим. Будем опла­ки­вать наших умер­ших, пото­му что ушел от нас люби­мый чело­век, но будем опла­ки­вать его по-хри­сти­ан­ски. Мы пла­чем над усоп­шим, пото­му что чело­век не при­зван к тому, что­бы уме­реть, – чело­век при­зван к веч­ной жиз­ни. Смерть вошла в жизнь через чело­ве­че­ское отпа­де­ние от Бога, поэто­му смерть как тако­вая – тра­ге­дия. С дру­гой сто­ро­ны, она – осво­бож­де­ние. Если бы надо было жить, нико­гда не уми­рая, в той огра­ни­чен­но­сти зем­ной жиз­ни, кото­рую мы зна­ем, был бы неиз­быв­ный кош­мар…. Есть целый ряд мест в служ­бе по усоп­ше­му, где он как бы гово­рит: не рыдай­те обо мне…

Мы скор­бим о наших умер­ших по чув­ству лише­ния, но с надеж­дою соеди­не­ния с ними в вечности.

Посе­му вели­ко­ле­пие похо­рон, народ­ное сопро­вож­де­ние гро­ба, забот­ли­вость о погре­бе­нии, не щадя­щая издер­жек, устро­е­ние бога­тых памят­ни­ков несколь­ко уте­ша­ют живых, но не помо­га­ют умер­шим. Не помо­га­ют, но со всей несо­мнен­но­стью вре­дят сует­ные пред­рас­суд­ки, измыш­ле­ния, подоб­ные тем, кото­рые при­ве­де­ны выше.

Рус­ский народ, при­няв Пра­во­сла­вие, до кон­ца не изжил язы­че­ские обы­чаи. Наи­бо­лее зри­мо они про­яв­ля­ют­ся имен­но в обря­де погре­бе­ния, тай­ны и мно­гие стра­хи кото­ро­го нико­му не уда­лось рас­по­знать. Суще­ству­ет мно­же­ство непи­са­ных и под­час стран­ных риту­а­лов, кото­рые, тем не менее, пере­да­ют­ся из поко­ле­ния в поко­ле­ние и испол­ня­ют­ся едва ли не с боль­шим усер­ди­ем, неже­ли цер­ков­ные молит­вен­ные обря­ды. В XX веке, когда Цер­ковь нахо­ди­лась в ущем­лен­ном поло­же­нии в обще­стве, эти язы­че­ские суе­ве­рия ста­ли повсе­мест­но рас­про­стра­нен­ны­ми. Их испол­ня­ют, не заду­мы­ва­ясь о смыс­ле, даже люди, счи­та­ю­щие себя атеистами.

Напри­мер, суще­ству­ет непра­во­слав­ный язы­че­ский обы­чай, когда под гроб усоп­ше­го кла­дут топор, бро­са­ют моне­ты в гроб, в моги­лу. Или же, когда выно­сят покой­ни­ка, в доме пере­во­ра­чи­ва­ют сто­лы, сту­лья. В этом нет необ­хо­ди­мо­сти. Все это свя­за­но с язы­че­ски­ми обы­ча­я­ми. Пла­каль­щи­цы о покой­ном – тоже нецер­ков­ная традиция.

У нераз­ви­тых наро­дов счи­та­лось, что если чело­ве­ка похо­ро­нить без руки или ноги, то и в том мире он будет оста­вать­ся кале­кой. Этот язы­че­ский пред­рас­су­док послу­жил осно­вой заблуж­де­ния у неко­то­рых хри­сти­ан, кото­рые боя­лись, что в Суд­ный день их близ­кий чело­век вос­ста­нет из мерт­вых без конеч­но­сти и на веч­ность оста­нет­ся инва­ли­дом. Но если отде­лен­ную от тела конеч­ность, счи­та­ли заблуж­да­ю­щи­е­ся, захо­ро­нить вме­сте с тру­пом, то про­бле­ма раз­ре­шит­ся, и чело­век вос­крес­нет в сво­ем пол­ном виде. Отре­зан­ные чле­ны тща­тель­но хра­ни­ли, что­бы их мож­но было, когда при­дет час, поло­жить в гроб. Даже выпав­шие или вырван­ные зубы сохра­ня­ли, ино­гда по мно­гу лет, и кла­ли в моги­лу вме­сте с их быв­ши­ми вла­дель­ца­ми. Эти пред­став­ле­ния неред­ко слу­жи­ли при­чи­ной смер­тей, когда ампу­та­цию оття­ги­ва­ли, пока не ста­но­ви­лось слиш­ком поздно.

Обы­чай заве­ши­вать зер­ка­ла в доме умер­ше­го свя­зан так­же с тра­ди­ци­ей народ­но­го про­ис­хож­де­ния и не име­ет ниче­го обще­го с пра­во­слав­ным обря­дом погре­бе­ния умер­ше­го. Объ­яс­не­ния это­го обы­чая до смеш­но­го наив­ны. Зер­ка­ла закры­ва­ют для того, что­бы душа усоп­ше­го, уви­дев себя, не испу­га­лась. Дру­гой вари­ант тол­ко­ва­ния: что­бы покой­ный не напу­гал род­ствен­ни­ков. Счи­та­ет­ся так­же, что через зер­ка­ло душа может уйти в тем­ный мир «зазер­ка­лья», где царит дья­вол и пра­вят бесы.

Надо ска­зать, что раз­лич­ные пред­рас­суд­ки, свя­зан­ные с погре­бе­ни­ем, – про­бле­ма не толь­ко наше­го вре­ме­ни, когда целые поко­ле­ния вырас­та­ют в неве­рии и незна­нии Бога. И в доре­во­лю­ци­он­ные вре­ме­на раз­но­го рода суе­ве­рий, свя­зан­ных со смер­тью и обря­дом погре­бе­ния, было предостаточно.

Назо­вем неко­то­рые обы­чаи и веро­ва­ния, кото­рые пра­во­слав­ные хри­сти­ане не долж­ны испол­нять и при­ни­мать во внимание:

– класть в гроб день­ги, вещи и продукты;

– класть на лицо покой­но­го блин, а потом съе­дать его, веря, что этим уни­что­жа­ют­ся гре­хи усопшего;

– счи­тать, что бли­жай­шим род­ствен­ни­кам умер­ше­го нель­зя участ­во­вать в пере­не­се­нии гроба;

– верить, буд­то чело­век, вер­нув­ший­ся в дом после выно­са тела и до воз­вра­ще­ния с клад­би­ща, непре­мен­но умрет;

– счи­тать, что нель­зя смот­реть из окна на похо­рон­ную про­цес­сию, а не то умрешь;

– на помин­ках ста­вить «для усоп­ше­го» рюм­ку вод­ки и хлеб;

– сохра­нять эту «поми­наль­ную рюм­ку» до соро­ко­во­го дня;

– лить вод­ку в могиль­ный холм;

– про­из­но­сить: «Да будет тебе зем­ля пухом»;

– верить, что душа умер­ше­го может при­ни­мать облик пти­цы или пчелы;

– верить, что если усоп­ший не отпет, то его душа оста­ет­ся на зем­ле призраком;

– верить, что чело­век, слу­чай­но встав­ший во вре­мя отпе­ва­ния меж­ду гро­бом и алта­рем, непре­мен­но ско­ро умрет;

– верить, что погре­баль­ную зем­лю, кото­рую дают на заоч­ном отпе­ва­нии, нель­зя хра­нить дома боль­ше одно­го дня;

– верить, что кре­ма­ция может послу­жить при­чи­ной болез­ней детей или вну­ков кремируемого;

– верить, что тела сго­рев­ших на пожа­ре не вос­крес­нут в Суд­ный день.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: