История возникновения карт Таро

История возникновения карт Таро

Чтобы лучше познать свой внутренний мир и найти ответы на все интересующие вопросы, достаточно обзавестись несколькими колодами карт Таро. Практика показала, что именно этот способ гадания поможет приоткрыть завесу тайны над основными жизненными проблемами, определиться со своим истинным Путём, а также узнать возможности его изменения. В этой статье вы узнаете о том, что представляют собой карты Таро, а также о другой полезной информации, которая поможет направить свою жизнь к лучшему.

История возникновения карт Тарокки

Символические колоды (наборы с рисованными козырями — будущие Таро) — местное итальянское изобретение. Старейшие известные пачки (колоды появились позднее) создавались предположительно в 1420-1450 годах. По заказу членов аристократических семей Висконти и Сфорца. Общее количество дошедших до нашего времени карт — 271.

Специалисты, изучающие историю происхождения Таро, делят их на 15 наборов по манере исполнения, цветовой гамме, материалу, размеру. Наибольший из них (написанный предположительно художником Бонифацио Бемпо) состоит из 74 карт. Не хватает Падающей Башни, Дьявола, Рыцаря масти Монет и Тройки Мечей.

На Козырях отсутствуют названия или числовые обозначения. Скорее всего игра была широко распространена и участники свободно ориентировались в старшинстве и значении картинок. Количество и первоначальный порядок ранних североитальянских Старших Арканов неизвестны (эти данные позаимствованы из более позднего Марсельского Таро).

Наряду с Висконти-Сфорца существовало несколько наборов символических карт, (например, наборы Мантенья и Минкиати), но они не выдержали испытания временем.

Все Козыри, датированные XV веком, созданы в Италии. Термин «тарокки», которым обозначались колоды с «рисованными» козырями впервые появляется в 30-х годах следующего столетия. Тогда же с новой карточной игрой знакомятся жители юга Франции. Название забавы галлы переделали на свой лад, теперь оно звучало как «Таро». Под этим именем игра, похожая на современный бридж, завоевала Европу и пребывала на вершине популярности несколько веков. Сейчас она забыта даже на родине, лишь французы коротают время за азартным таро.

Долгое время первыми считались несколько карт, оставшихся от трех наборов, созданных живописцем Жакменом Грингонье для развлечения короля Карла VI предположительно 1392 году. Но недавние исследования доказали несостоятельность этой версии. Раритеты были нарисованы в Северной Италии не раньше начала XVI века. Историю создания слегка подправили.

Скорее всего, во времена Возрождения Таро использовались исключительно для игры. Первое описание гадания на «рисованных» картах находится в книге, напечатанной в Болонье примерно в 1700 году. Но как гадательная система Таро обретает известность только в конце XVIII века.

Таро – удивительная история длиной в 7 столетий

XIV век

Король Франции Карл VI, к несчастью для подданных, страдал душевной болезнью, и даже получил прозвище «Безумный». Достоверно известно, что в 1392-м году его окружение заказало у художника по имени Жакмен Грингонье колоду необычных карт.

Придворные предполагали, что король, забавляясь ими, придет в хорошее настроение и его безумие постепенно отступит (идея странным образом вернулась много лет спустя, уже в наши дни, под именем «метафорических ассоциативных карт», которые любят использовать психологи). Впрочем, вопрос о том, было ли это именно Таро или обычные игральные карты, остается спорным.

XV век

Сразу два важных события происходят в это время в Италии. Неизвестный мастер (скорее всего, Бонифацио Бембо) создал роскошную, с золотым тиснением, колоду Висконти-Сфорца.

Мы не знаем, что послужило этому поводом. Может быть, восшествие Францеско Сфорца на трон герцога миланского в 1450-м. А возможно, 10-летная годовщина его бракосочетания с Бьянкой Висконти, которую отпраздновали годом позже.

Но в любом случае это уже явное и несомненное Таро — 74 из 78 ее карт дошли до нашего времени. И, хотя на них нет нумерации и подписей, Младшие и Старшие Арканы узнать в этой колоде нетрудно.

Кроме того, в XV веке две разные колоды появились под именем «Тарокки Мантеньи» (это название условно, так как позже искусствоведы пришли к выводу, что живописец Андреа Мантенья их автором быть не мог). 22 карты из них имеют определенное сходство со Старшими Арканами Таро. Кто на кого повлиял, установить уже не удастся, поскольку для «Тарокки» отсутствует сколько-нибудь точная датировка.

XVI век

В истории распространения Таро наступает временное затишье. Еще один итальянец, Франческо Марколино да Форли, издал книгу «Гадание» или «Судьба» в 1540-м. Однако, скорее всего, он предлагал использовать для предсказаний самые обычные игральные карты, в сочетании с разложенными по столу монетами.

XVII век

И вот, наконец-то, значительный прорыв. В XII веке появилось прославленное «Марсельское Таро», вопреки своему названию — не в Марселе, а в Париже. Его первую версию подготовили парижские граверы Жак Виевиль и Жан Нобле.

Структура колоды очень близка к современным, разве что карта Смерть подана не как финал земного бытия, а как своеобразный барьер или граница, отделяющая Малые Тайны (их представляют первые 12 карт) от Великих.

XVIII век

Популярность карт Таро резко возрастает после того, как французский оккультист и масон Антуан Кур же Жебелен (иногда встречается устаревшая транскрипция «де Гебелин») посвятил им целую главу в своем капитальном труде по истории религий «Первобытный мир». Именно оттуда, кстати, идет красивая, но не подтвержденная фактами теория об якобы египетском происхождении Арканов.

Значительную роль в это время сыграл и другой француз, Эттейлла — это анаграмма его настоящей фамилии, Жан-Батист Альетт. А именно, стал первым человеком, о котором достоверно известно, что он сумел заработать себе на жизнь исключительно гаданием.

Также он выпустил книгу «Способ повеселиться карточной игрой под названием Таро», и опубликовал свою собственную версию колоды, где любопытным образом смешал Марсельское и Египетские мотивы. В отличие от де Жебелена, Эттейла не принадлежал ни к каким организациям эзотерического плана. Таким образом, сумев доказать, что иногда тайное знание открывается и гениальным самоучкам.

XIX век

«Век пара и электричества» парадоксальным образом сопровождался новой волной интереса ко всему мистическому. Например, многие умы того времени были захвачены идеями теософии и спиритизма. Эта волна затронула и карты Таро, что нетрудно подтвердить рядом примеров.

Элифас Леви

Парижанин Альфонс-Луи Констан, изначально рассчитывавший на духовную карьеру, и даже достигший сана дьякона, позже разочаровался в католической церкви. Отрекшись от нее, прославился, под псевдонимом Элифас Леви, как автор книг «Учение и ритуал высшей магии», «Ключ к великим тайнам» и ряда других.

Занимаясь Каббалой, по-видимому, Леви первым обратил внимание на тот факт, что число букв в иврите совпадает с числом Старших Арканов. Объяснил он это совпадение, связав каждый из них с одним из 22 путей, соединяющих 10 сефир на Древе Жизни. Уже после смерти его ученик издал руководство «Ключ к Великим Арканам».

Жан-Батист Питуа

Отчасти путь Леви повторил Жан-Батист Питуа из небольшого французского городка Ремирмон. Он тоже готовился принять духовный сан, и, более того, прожил несколько месяцев в монастыре, принадлежащем ордену траппистов. Затем Питуа утратил интерес к религии, но, поступив на службу в министерство библиотекарем, открыл для себя оккультную литературу.

Одно время он обучался у Леви. Тоже взял себе псевдоним — поэтому более известен как Поль Кристиан — и тоже стал автором ряда книг, в том числе основательной семитомной «Истории магии». Один из ее томов целиком отдан картам Таро. Именно ему мы обязаны введением во всеобщее употребление самого слова «Аркан». Кроме того, Питуа создал собственный вариант колоды, Египетское Таро, и предположил наличие связи между Таро и астрологией.

Жерар Анкосс (Папюс)

Жерар Анкосс, родившийся в Испании, был еще ребенком перевезен в Париж, и тоже подпал под влияние Элифаса Леви. Помимо редактирования эзотерических журналов, он оставил после себя более сотни книг о различных магических дисциплинах. И свою версию колоды Таро, которая теперь известна по избранному им псевдониму: Таро Папюса.

XX век

20-е столетие, помимо ряда известных политических катаклизмов, ознаменовалось двумя большими открытиями в области Таро, а также множеством мелких.

Первое из них — появление в начале века знаменитой колоды Артура Уэйта, ставшей своеобразным тарологическим стандартом де-факто.

Вторым, менее известным, но не менее важным открытием, является выход в 1944 году пробного тиража Таро Тота и «Книги Тота», поясняющей его толкование. Им мы обязаны странному и эксцентричному британскому магу Алистеру Кроули, а также художнице Фриде Харрис. Это колода считается своеобразной вершиной, величайшим достижением в сфере Таро, и обычно применяется лишь опытными мастерами для рассмотрения особенно важных проблем.

XXI век: история продолжается

История Таро не закончена, она продолжается. Выходят все новые и новые колоды, иногда очень причудливые, вроде Квантового Таро или Таро Инопланетян. Время покажет, какие из их них вскоре забудутся, а какие войдут в «золотой фонд» мантических инструментов человечества.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: