Сплюнь и постучи
Приметы, суеверия, способность видеть прошлое/будущее, исцеление иконами, бабушкино колечко-оберег, места силы, знаки зодиака – всё это детали магического мышления. Это особое представление об устройстве мира, в котором есть место символам, силам или сущностям, возможностям влиять на мир с помощью особых мыслей или ритуалов и тонким взаимосвязям событий, невидимых человеку, который специальными знаниями не владеет.
К примеру, студент хорошо сдал экзамен, когда на нём была красная рубашка. Это вещи, не имеющие под собой общего основания, но человек с магическим мышлением делает вывод, что эта рубашка – счастливая, и имеет смысл надевать её на все последующие экзамены. Это пример ошибочной связи причины с эффектом. И часто всё это делается как бы не всерьёз, но на всякий случай делается.
Корни суеверности уходят в первобытные времена, когда у человека не хватало знаний, чтобы объяснить происходившее вокруг. Волшебство же прекрасно справлялось с задачей всё пояснить и заполнить пробел между причиной и следствием. Многие приметы выросли из реальных магических ритуалов. К примеру, очень популярная колдовская механика – ритуал с вещью человека (принцип контакта). По этой идее человек не теряет связи со всем, что когда‑либо было частью его тела, или с предметами, к которым он притрагивался. К примеру, бросать монетку там, куда хочешь вернуться, – магия из этой категории. Якобы монетка будет притягивать к этому месту бывшего владельца, и он непременно окажется здесь снова.
Другая популярная колдовская механика – ритуал, построенный по принципу подобия. Если сымитировать некое действие в миниатюре, то оно повторится и в реальной жизни. Исходя из этих соображений, язычники занимались сексом на пашне во имя плодородия, колдуны вуду мучили куколок, изображавших их недругов, а современные люди, к примеру, не выкладывают снимки маленьких детей в «Инстаграм», чтобы им не навредили по фото.
В литературе часто встречаются описания, как шаман или колдун наводил порчу, и человек действительно болел и умирал. При этом колдовство совершенно не действовало на заезжих белых людей, потому что они попросту не верили в него. Магия шамана ограничена теми людьми, которые в неё верят. В этом смысле мысль действительно может быть материальна.
Клинический психолог Марина Гудзенко говорит, что у примет и суеверий есть большое культурное значение:
«Это такое же наследие, как пословицы и поговорки, народные песни и сказки – весь фольклор. Это часть коллективного бессознательного, она даёт нам связь с прошлым поколением, ощущение близости к его мудрости и традициям, возможность зафиксироваться на своих корнях. Большинство из примет мы перенимаем в семье, у друзей и других близких людей. Если у человека нет подходящего ритуала и он не способен решить проблему, которая его беспокоит, он может изобрести ритуал сам для себя и даже делиться им с другими».