Женщина на борту: почему это – к несчастью

Женщина на борту: почему это – к несчастью?

У разных народов женщина издревле считалась символом ведичества, ассоциировалась с магией и нечистой силой. Во времена инквизиции нам, бедняжкам, пришлось особенно нелегко: за рыжие волосы, наличие черного кота и любовь к книгам можно было запросто отправиться на костер.

К счастью, сейчас все это далеко в прошлом – наука, технический прогресс и эмансипация сделали свое дело. Однако память о прежних суевериях в народе сохранилась. Так, фразу о том, что «женщина на корабле – к несчастью», шутливо произносят и сегодня. Конечно, дамам уже давно не возбраняется путешествовать на судах, и смысл этого поверья потерялся за давностью лет. Но откуда оно взялось? Что такого ужасного вытворяли женщины на кораблях? И что происходило, если им все-таки удавалось проникнуть на борт? Историки называют несколько возможных вариантов происхождения этого суеверия – давайте же разберемся в них.

Женщина на корабле – не к добру. В этом на своей шкуре убедился недружный экипаж речного судна во главе с его невыносимым капитаном Иваном Акимовым.
Красавице Варваре выпала опасная доля – укрощение строптивого капитана. В телесериале «Мой капитан» перед зрителем разворачивается страстная история любви в открытом море, где нельзя ни укрыться, ни сойти на берег. Главные роли исполнили Дмитрий Певцов и Мария Горбань. Смотрите сериал «Мой капитан» в четверг, 26 декабря, в 6:25 на телеканале «МИР».

Топ 10 морских суеверий и примет

Работа в море сильно изменилась за последние сто лет. Больше нет кораблей месяцами затерянных в необъятных морских просторах. Моряки пользуются преимуществами спутниковой связи, метеорологических сводок, радаров; регулярно заходят в порты и общаются близкими при помощи интернета.

Но представьте себе жизнь на борту всего пару столетий назад: у вас нет специального оборудования, а навигационные знания являются привилегией избранных. В отсутствие более твердой основы люди цеплялись за суеверия и счастливые приметы, чтобы создать иллюзию контроля над враждебной и непредсказуемой стихией. Обрывки этих верований можно найти на борту даже сегодня. Мы собрали Топ-10 морских суеверий и примет, а также их происхождение.

1. Торжественный спуск на воду и присвоение имени кораблю

Традиция праздновать спуск на воду нового судна имеет давние корни. Впервые ритуал стали проводить в древнем Вавилоне еще в 3-м тысячелетии до н.э. Там, чтобы боги оберегали корабль и его обитателей, в жертву приносили быка. Древние греки и римляне также праздновали рождение нового судна пышными гуляньями и жертвоприношениями своим богам.

Позже, традиция смазывать стапеля кровью возобновилась во времена викингов. Они привязывали своих пленников к слипам, и драккары проливали кровь, едва соскальзывая в воду. Это должно было принести им удачу в боевых походах.

С распространением христианства этот ритуал трансформировался в разбивание бутылки вина о борт корабля. Вино или шампанское символизируют кровь, но никто уже не помнит мрачных истоков доброй традиции.

Существует также множество суеверий, связанных с крещением судна:

  • Давать имя кораблю должна женщина (что противоречит другим суевериям, связанным с прекрасным полом).
  • Существует поверье, что названия судов, заканчивающиеся буквой «а», прокляты. Его происхождение может быть связанно с крушением судов Lusitania и Britannia, унесшими множество жизней, во время Первой мировой войны. Однако сегодня эта примета почти забыта, и сотни судов носят имена с «а» на конце.

То же самое относится и к убеждению, что смена названия судна – плохой знак. Коммерческие суда, меняющие имя при смене судовладельца – обычная практика в наше время.

2. Женщине на борту не место?

Женщина на судне – к беде. В старину это суеверие имело логическое объяснение. Наличие на борту представительниц прекрасного пола привело бы к ссорам среди моряков, и без того вынужденных месяцами делить тесное пространство корабля. Однако, как ни странно, это суеверие живо даже сегодня, когда женщины все чаще занимают офицерские должности не только на мостике, но и в машинном отделении.

Image Credits to Pinterest

Между тем, как это часто случается с мифами и легендами, в ситуации с дамами на борту все не слишком логично, потому что рождение ребенка, особенно мальчика, на судне определенно считается удачей. Более того, все остальные приметы, связанные с женщинами и морем – хорошие, особенно если дамы обнаженные и фигуристые. Во всех культурах было принято вырезать или изображать женские фигуры на своих судах, чтобы защитить их в море.

Настоящий расцвет носовых фигур наступил в 19 веке, когда каждый парусник был украшен изображением нежной греческой богини, воинственной королевы или просто дочери или жены судовладельца. Они летели впереди корабля, успокаивая море и принося удачу морякам.

3. Рыбаки – чемпионы по морским суевериям

В то время как моряки покоряют водную стихию, рыбакам нужно перехитрить еще одно явление природы – косяки рыб. Даже, несмотря на GPS, эхолоты и радары, многое в рыбной промышленности зависит от удачи, поэтому неудивительно, что рыбаки оказываются еще более склонными к различным морским суевериям и приметам:

  • Встретить рыжего человека – плохое предзнаменование. Суеверие, вероятно, восходит к временам викингов. Многие из них были рыжими, и увидеть их ватагу было верным признаком неприятностей.
  • Чтобы обеспечить хороший улов, сети нужно посыпать солью (засолить) в начале сезона.
  • Счастливая одежда. Подобно спортсменам, которые не снимут футболку или носки пока длится их победная полоса, у рыбаков есть «счастливые» кепки или куртки, которые «гарантируют» хороший улов.
  • Игра на гитаре или скрипке во время рыбалки является хорошим знаком, поскольку предполагается, что рыбе нравится музыка (без комментариев).
  • Нельзя свистеть во время рыбалки. Существует две версии происхождения этого суеверия. Первая – от свиста меняется ветер и поднимается буря; вторая – рыба, как женщина не любит, когда ее подзывают свистом. По этой же причине во время рыбной ловли запрещается сквернословить и повышать голос.
  • Никогда никому не показывайте свое счастливое место. Впрочем, на самом деле, это не суеверие, а осторожность.

4. Татуировки и серьги приносят удачу морякам

В старину моряк получал право проколоть ухо, когда пересекал экватор или огибал земной шар. Однако серьга служила не только знаком уважения в морском сообществе. Золото всегда оставалось ценностью и могло выручить своего владельца из беды, если он проиграл или растратил все свои деньги. Таким образом, ношение сережек постепенно стало синонимом безопасности и превратилось в суеверие.

То же самое касается и счастливых татуировок. Они не только приносили положительные эмоции владельцам, но и служили для облегчения идентификации после их смерти, поэтому остались в памяти народа как добрый знак.

5. Несчастливые дни

Оказывается, раньше существовал целый список дней, когда не стоило начинать морское путешествие. Возглавляла его пятница, предположительно, из-за того, что Иисус был распят в этот день. В морском фольклоре даже сохранилась интересная, хотя и неправдоподобная история о британском военном корабле, HMS Friday, который, чтобы преодолеть популярное суеверие, был заложен, спущен на воду и назван в честь пятницы. Поговаривают, что он пропал в своем первом плавании.

Однако из морского календаря вычеркивалась не только пятница. В четверг нельзя было выходить в море, потому что это день Тора (Thursday), а он является Богом бурь и грома. Первый понедельник апреля отвергался, потому что в этот день Каин убил Авеля; а 2-й понедельник августа – это день, когда были разрушены царства Содома и Гоморра, поэтому в эти дни судам также не положено было покидать порты.

Между тем, сегодня графики движения судов составляются без оглядки на эти захватывающие библейские и мифологические события; к счастью, без каких-либо катастрофических последствий.

6. Бананы приносят неудачу морякам

Существует несколько версий происхождения этого мифа. Во-первых, предубеждение против бананов могло появиться из-за ядовитых пауков, которые скрывались между гроздей и кусали моряков. Другое объяснение состоит в том, что бананы были запрещены на борту, потому что при брожении они выделяют этилен, портя остальные продукты; ведь холодильников в те времена на судах еще не было.

Еще одна теория гласит, что плавающие гроздья бананов обычно видели в местах кораблекрушений, поэтому бананы стали ассоциироваться с морскими катастрофами.

7. Альбатросы – священные для моряков птицы

В давние времена считалось, что морские птицы переносят души умерших моряков, поэтому убить альбатроса было большим грехом. Напротив, увидеть птицу в море считалось добрым знаком, ведь что это означало, что где-то рядом земля.

Другие морские суеверия, связанные с животными:

  • если судно преследуют дельфины – это к удаче;
  • и наоборот, акулы, окружившие корабль, предрекают скорую смерть кого-то из моряков. Истоки суеверий, конечно, в укоренившемся отношении к данным морским обитателям.

8. Знаки Судьбы

Помимо анималистических, морское сообщество разработало целый ряд счастливых и несчастливых примет, которые помогали им ориентироваться в океане повседневности. Так, например:

  • Запрещалось приносить на борт цветы, поскольку они ассоциировались с похоронами.
  • Пожелания «Удачи!» также были под табу, поскольку являлись искушением судьбы.
  • Ступать на борт корабля полагалось только с правой ноги.
  • Оглядываться, оказавшись на борту, считалось плохим предзнаменованием.
  • Священнослужителей на судах также не жаловали из-за ассоциаций со смертью и похоронами.
  • Тем не менее, черная кошка была хорошим знаком, означавшим, что моряк скоро вернется домой. Котов на судах вообще привечали, так как они ловили крыс и мышей.
  • Разлить вино на палубу – тоже добрый знак, благословение на счастливое путешествие (снова отсылка к жертвоприношению).

9. Оставьте лишнее на суше

Моряки всегда старались рассчитаться с долгами перед выходом в море. Люди понимали, что могут не вернуться из путешествия, поэтому нужно было уладить все свои дела, прежде чем подняться на борт.

Постепенно, известная практика превратилась в убеждение, что моряки, не рассчитавшиеся с долгами, повинны во всех штормах и несчастьях, с которыми сталкивалась команда. Поэтому должника вполне могли выбросить за борт.

10. Бермудский треугольник

Удивительно, но в эпоху спутниковых технологий, автономных судов и робототехники люди по-прежнему очарованы загадками Бермудского треугольника. Печально известная область простирается между Флоридским проливом, Багамскими островами и вокруг всей территории Карибских островов до Азорских островов. Христофор Колумб первым отметил, что компас отказывает в этой зоне; и с тех пор десятки кораблей и самолетов исчезли в «дьявольском треугольнике».

Среди теорий, объясняющих загадочные исчезновения: вихрь времени, инопланетяне (портал НЛО, если быть точнее), затерянный город Атлантида, комета, правительственные испытания и много других захватывающих гипотез.

Между тем, сегодня подтверждается, что Бермудский треугольник – не единственное место на Земле, где наблюдается магнитная аномалия; и аварии прошлого, скорее всего, связаны с человеческим фактором, отказом техники или плохими погодными условиями, а не с мистическими свойствами этого места.

Откуда пошла примета, что женщина на корабле – к беде?

Примета знакомая, правда? И широко распространенная, как оказалось.

В чем только не обвиняют женщин. Я даже могу понять мужчин в некоторой степени. Ну, а кого же им обвинять? Не себя же любимых, правда?

Поэтому и женщина на корабле – к беде. И все ураганы и тайфуны обязательно надо назвать женскими именами. А как же? Кто же еще, кроме женщины из маленькой волны может сотворить ураган или тайфун? Только мы, умницы и красавицы.

А началось все очень и очень давно. Еще в те времена, когда мореплаватели поклонялись богам Нептуну и Посейдону.

Мореплаватели считали, что сильнее и грознее богов нет. А все по тем же мифам и легендам, оказалось, что есть кто-то, кто с удовольствием крутит этими богами, как хочет. И самое ужасное, что это были обыкновенные богини. Они легким движением руки могли довести всесильных Нептуна и Посейдона, как сейчас говорится, до белого каления.

А зачем? Да просто так, скучно было богиням, вот и развлекались.

Вот и здесь прослеживается мужская солидарность, ну как же не заступится за своего?

Так откуда все-таки, действительно, пошла примета?

Христианская церковь изначально считала женщину вместилищем зла. А кто же захочет отправляться в долгий и нелегкий путь с таким вот бесом в юбке. Женщине вообще не разрешалось подниматься на корабль после того, как священник благословит и окропит святой водой корабль.

Так неужели все, действительно, в женщине и ее пороках?

Должна вас огорчить, дорогие мужчины. Все дело в том, что в далеких походах женщина была бы вечно манящим соблазном для вас, так ведь? Вы бы следили, как она прохаживается по палубе, мягко придерживая юбку. Вот она поправила выбившейся локон, чему-то, а быть может, кому-то игриво улыбнулась. Стоп. Кому это она улыбнулась? И вот тут начнется такое…

Правда, еще есть одна версия. Считалось, что в корабле живет душа. И как вы думаете, чья? Как оказалось, женская. И моряки давали клятву защищать свой корабль, беречь его, холить и лелеять. А если на корабле появлялась другая женщина, то женская душа корабля начинала ревновать и злиться. А вы видели женщину в гневе?

В общем, от греха подальше, лучше пусть сидит дома. Правда?

Вот и в давние времена мужчины думали так же. А для того, чтоб это стало почти морским законом, придумали примету.

Ох уж эти мужчины с их вечными страхами. Но ведь блюдут же. А женщины лишь снисходительно улыбаются и думают: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», и провожают своих мужчин в долгое плаванье.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: