Почему считают, что нельзя сажать ель или сосну возле дома и верны ли эти страшные приметы

Почему считают, что нельзя сажать ель или сосну возле дома и верны ли эти страшные приметы

Приметы про ель возле дома часто предсказывают негативные события. Но если посадить растение правильно, худшего можно избежать. Разберёмся, с чем связаны такие суеверия и как избавиться от вредного влияния.

  1. Почему считается, что нельзя сажать ель возле дома — приметы
  2. Про смерть
  3. Про бесплодие
  4. Про переезд
  5. Про потерю зрения
  6. Другие неприятные приметы
  7. Хорошие приметы про ёлки
  8. Что будет, если срубить ель возле дома
  9. Ель на участке — это хорошо или плохо с научной точки зрения
  10. Действительно ли все так опасно и как избежать плохих предзнаменований примет
  11. Ели на участке по фен-шуй
  12. Можно ли сажать во дворе другие хвойные деревья
  13. Сон про ёлки
  14. Интересные истории наших читателей на данную тему

Новогодняя ёлка – дерево смерти


Новогодняя ёлка – дерево смерти
Считается, что наряжать мертвую ёлку – это старая русская традиция. На самом деле Новогодняя ёлка – немецкого происхождения и появилась на русской земле недавно.

1. На Руси Новый год праздновали весной, в день весеннего равноденствия – начало возрождения Природы. Новогодним деревом была берёза (древо жизни, любви и благоденствия). Берёза первой распускается весной, и считается средоточением животворящих сил, отпугивает зло и приносит здоровье. После крещения Руси Новый год стали считать 1 марта по юлианскому календарю.

2. С распространением христианства, основой для праздников стали не Природа и сельскохозяйственные работы, а «священное писание», поэтому с XIV-XV века Новый год перенесли на 1 сентября (православное новолетие / Семёнов день). Считается, что украшать стали вишню, которую к Новому году выращивали в специальных кадках.

3. В петровскую эпоху, основой для праздников стали не Природа и не «священное писание», а традиции Запада. Поэтому в 1699 году Петр 1 заменил русский календарь на юлианский, и приказал праздновать Новый год как в Европе – 1 января. Новогодним деревом становится ель. Такое новшество Петр перенял у протестантской Германии. Сурово и долго насаждал новую традицию (ёлку), поскольку у славян ель – дерево смерти, с ним связаны погребальные ритуалы (еловые лапы бросают на пол в доме покойника, выстилают ими дорогу к кладбищу, венки делают из еловых веток).

По указу Петра каждый должен был украшать целыми хвойными деревьями или ветками – ворота, улицы, дороги, крыши трактиров. Таким образом, ёлка стала главной деталью новогоднего городского пейзажа. После смерти Петра его рекомендации основательно забыли. Ёлки оставили только для обозначения питейных заведений. Привязывали ёлку к колу и устанавливали на крыше или у ворот кабака, оставляя до следующего года, затем старые ёлки меняли на новые.
В народе кабаки так и стали называть «ёлки». «Пойдем под ёлку» – значит идти в кабак, «ёлку поднять» – пьянствовать, «ёлкин» – состояние алкогольного опьянения и т.п.

В 1818 году мертвые ёлки начали устанавливать в домах петербургские немцы, как рождественское дерево.
К середине XIX века «немецкое обыкновение» начинает стремительно распространяться среди столичной знати, чему способствовали модные произведения немецких писателей «Щелкунчик» и «Повелитель блох». Само дерево «Weihnachtsbaum» начали называть «рождественским деревом» (калька с немецкого), а затем просто «ёлка».

В СССР с религией боролись, поэтому в 20-х годах рождество и ёлку запретили. День Рождества стал обычным рабочим днем. В 1935 году решили сделать детишкам праздник по-советски, рождественское дерево превратили в привычную сегодня Новогоднюю ёлку, увенчанную пентаграммой, с которой и встретили Новый 1936 год.

* На рождественском дереве была восьмиконечная Вифлеемская звезда

Складывается впечатление, что Новый год – это панихида по русской культуре. Заканчивается общим песнопением Джингл белс «Jingle bells, jingle bells, jingle all the way!» и выносом тела усопшей ёлочки.
Советская ёлка (новогодняя)
В Российской империи календарный Новый год был лишь эхом великого праздника Рождества Христова, и ёлка первоначально была атрибутом Рождества.
В СССР богоборческие власти День Рождества запретили, сделали обычным рабочим днем, а Новый год стал одним из основных советских праздников наряду с Октябрём и Первомаем.

* В 1918 году юлианский календарь заменили григорианским. Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января
* В 1922 году Рождество Христово (25 декабря) преобразовали в «комсомольское рождество» или «комсвятки». В первый день читали доклады, ставили антирелигиозные спектакли. На второй день устраивали уличные шествия. На третий – маскарад и ёлку, которая получила название «комсомольская ёлка». Проводили шествия с факелами и сожжением «божественных изображений» (икон)
* В 1925 году «комсомольское рождество» раскритиковали, как не сыгравшее существенной роли в антирелигиозной пропаганде. Началась плановая борьба с религией и православными праздниками.
* В 1929 году День Рождества окончательно отменили, он стал обычным рабочим днем, как и 1 января.
Ёлку, против которой когда-то выступала православная церковь, теперь объявили «поповским» обычаем и запретили. По вечерам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир – не светятся ли там огоньки ёлок.

* Карикатура «Ёлка — приманка для простачков» (1930 год)

В 1935 году ёлку решили реабилитировать. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась заметка кандидата в члены политбюро ЦК ВКП(б) Постышева П.П.
«В дореволюционное время чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.
Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах»

31 декабря 1935 года появился новый праздник с формулировкой: «Новогодняя ёлка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Ёлка стала не просто атрибутом советского праздника Нового года, но и всей советской жизни.
В 1947 году 1 января вновь стало праздничным и выходным днем.

«Ёлочной комиссии» была поставлена задача – превратить рождественскую ёлку в новогоднюю, «наполнить ее советским содержанием».
Если на рождественской ёлке главным событием было Рождество Христово, которое и наполняло смыслом все происходящее, определяло сценарий, то для новогодней ёлки надо было придумывать новые «традиции», причем стремление идеологизировать новый советский праздник не знало границ.

Ель традиционно считалась у русских деревом смерти, о чем сохранилось множество свидетельств. Существовал обычай: удавившихся и вообще — самоубийц зарывать между двумя елками, поворачивая их ничком [154,91; 340,312>. В некоторых местах был распространен запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола [427, 18-19>. Из
52

ели, как и из осины, запрещалось строить дома [153,13>. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник (вспомним у Пушкина в «Пиковой даме»: «. Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником» [347,348]). Еловыми ветками выстилают путь похоронной процессии:

Ельник насыпан сутра по дороге.
Верно, кого-то везут на покой!

[270, 830]

. темный, обильно разбросанный ельник
Вдоль по унылой дороге, под тяжестью дрог молчаливых.

[396,1]

Веточки ели бросают в яму на гроб, а могилу прикрывают на зиму еловыми лапами. «Связь ели с темой смерти,— какпишетТ.А.Агапкина,— заметна и в русских свадебных песнях, где ель — частый символ невесты-сироты» [3, 5]. (Ср. в фольклоре остарбайтеров, советских людей, угнанных на работу в Германию во время Второй мировой войны:

Может быть под елкою густою
Я родимый дом сибе найду,
Распрощаюсь с горькою судьбой
И к вам я, может, больше не прийду,

[339,57])
53

Время возникновения (или же усвоения от южных славян) обычая устилать дорогу, по которой несут на кладбище покойника, хвойными ветками (в том числе и можжевельником) неизвестно, хотя упоминания о нем встречаются уже в памятниках древнерусской письменности: «И тако Соломон нача работати на дворе: месть и песком усыпает и ельником устилает везде и по переходам такожде» («Повести о Соломоне», XVI-XVII вв. [цит. по: 394,49]). На православных кладбищах долгое время не принято было сажать елки возле могил. Однако в середине XIX века это уже случалось. «. Две молодые елки посажены по обеим ее концам», — пишет Тургенев в «Отцах и детях» о могиле Базарова [436,188>.

Смертная символика ели была усвоена и получила широкое распространение при советской власти. Ель превратилась в характерную деталь официальных могильников, прежде всего — мавзолея Ленина, около которого были посажены серебристые норвежские ели:

Ели наклоняются старея,
Над гранитом гулким мавзолея.

[480, 603]

Елка во дворе плохая примета: объяснения ученых

На вопрос, почему нельзя сажать елки на участке — примета плоха, историки приводят другие доводы. Дело в том, что дома на Руси строили из дерева, а ель, которую сажали рядом с домом, могла быстро загореться от малейшей искры. В этом случае огонь быстро переходил на дом. Елка могла стать причиной пожара всей деревни.

Кроме того, не стоит забывать, что одиночное дерево часто притягивает молнию, которая также может стать причиной возгорания.

А третья причина нелюбви к елям на Руси заключалась в том, что у этого вечнозеленого растения очень плотная крона. Следовательно, когда ель перерастала низкий крестьянский домик с печной трубой, при сильном ветре в избе можно было угореть.

С такой точки зрения, примета вполне логична. Однако сейчас дома во-первых, строят не из дерева, а во-вторых, большинство частных — в два или три этажа. Следовательно и примету нельзя назвать «рабочей».

А вот что пишут культурологи:

Для народов финно-угорской языковой группы дерево — это посредник между миром людей и миром мертвых, нижним миром предков. У карел существовал обычай исповеди дереву. У верхневычегодских коми умирающему колдуну приносили ель, перед которой он исповедовался и без терзаний умирал.
Особой сакральностью наделялись хвойные деревья — ель, сосна, можжевельник, пихта, кедр и пр. Они символизировали вечную жизнь, бессмертие, были вместилищем божественной жизненной силы, имели культовое значение
Дронова Т.И. Земное бытие — как подготовка к загробной жизни

Между тем, в наше время ель — это символ Нового года, и многие сажают елки во дворе, чтобы потом зимой водить вокруг нее хороводы. Да и как представить себе участок на даче или частного дома без деревьев?

Интересно, что сажают сейчас на участках не только обыкновенную ель, но и пихту, которая также считается деревом мертвых, помогающим душам найти дорогу после смерти. Популярностью пользуются и канадские ели, о которых у наших предков никаких примет нет вообще.

Следовать ли примете или нет, личное дело каждого. Доверяя той или иной примете, важно помнить, психологический аспект.

С помощью примет человек перекладывает ответственность за происходящее на растущее во дворе дерево, синицу, постучавшуюся во окно, каркнувшую ворону, рассыпанную соль.

Для кого-то это вариант работы с горем, таким образом человек пытается пережить произошедшую трагедию, смерть близкого. В более «легких» случаях, психика удобно перекладывает ответственность за происходящее на приметы, чтобы не сталкиваться с неприятной реальностью, которая требует еще более неприятного решения.

Не секрет, что мысли материализуются. И если вы, например, увидев черные тюльпаны и вспомнив, что они к несчастью, будете постоянно об этом думать, то легко притянете это несчастье.

Это не значит, что наши предки были суеверны и обладали абсолютно пещерным мышлением. Нет, их мудрость актуальна и по сей день. Просто, вспоминая ту или иную примету, задумайтесь насколько она отвечает нашему времени. Верьте в волшебное и неведомое, но не забывайте про адекватность.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: