Душа на 3й, 9й и 40й день после смерти

Душа на 3й, 9й и 40й день после смерти

Христианская Церковь исконно приняла поминовение усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщину. Она дала и толкование этим срокам в христианских категориях и образах.

По учению церкви два дня душа находится где-то около любимого ею тела, около своего дома, скитается в сопровождении ангелов по дорогим ей земным местам. А на третий день должна поклониться Господу. В следующие шесть дней — до девятин — душе показывают райские обители. А в следующие тридцать — разные отделения преисподней. После этого Господь помещает её в раю или в аду.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

«Умершие надеются получить помощь через нас: ибо время делания отлетело от них; взывают ежеминутно души», — утверждал Блаженный Августин в «Слове о благочестии и поминовении усопших».

Мы знаем: со смертью даже самых близких нам в здешней земной жизни порываются все нити и узы чувственных связей с ними. Смерть прокладывает между живыми и умершими великую пропасть. Но только разобщает она их именно чувственно, физически, а вовсе не духовно: духовная же связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир загробный. Мы думаем о них, даже разговариваем с ними мысленно. Нам хочется им помочь. Но как? Священник однозначно ответит на этот вопрос: «Молитвой». В течение сорока дней участь души ещё не решена.

Душа на 3й, 9й и 40й день после смерти

Разьясните пожалуйста что означают 3-й, 9-й и 40-й день после смерти человека. Что переживает и где находится душа умершего в эти дни?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Наше земное бытие – приготовление к жизнь будущей: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). Посмертные опыты свидетельствуют, что, освободившись от дебелости телесной, душа становится более деятельной. Испытания, которые она претерпевает сразу же после разлучения с телом, имеют духовно- нравственную природу. Все, что она делала доброго и худого, остается. Поэтому для души с самого начала загробной жизни (еще до Суда) начинаются радости или страдания в зависимости от того, как она жила на земле. Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т.е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать, вопреки мнению некоторых неверных, будто после исхода из этой жизни они разрушаются в ничто; они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога» (Собеседование 1, гл. 14). В первые два дня, освободившись от бренного тела, душа наслаждается свободой и может посещать на земле те места, которые ей были дороги. Но на третий день она попадает уже в иные области. Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому (почил в 395 г.): «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящими при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого – Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы» мне! Как я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благости По рассмотрении же в продолжение шести дней все радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего. После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и приявших Крещение» (Св. Макарий Александрийский. Слово о исходе душ праведников и грешников…, – «Христианское чтение», 1831, ч. 43, с. 123-31; «Как проводит душа первые сорок дней по исходе из тела, М., 1999, с. 13-19).

Читать еще:  Гадание на картах на парня - как гадать с помощью игральных карт

Что значат ритуальные обряды после смерти, 9 и 40 дней

В каждой православной семье уважают христианские традиции. Это касается и обряда погребения ушедших в иной мир родных и близких. Независимо от глубины веры, все скорбящие в этот тяжёлый период стараются соблюсти православные ритуалы. К таким ритуалам относятся дни поминовения — 9 дней и 40 дней. А что означают эти даты?

Бессмертие души

Любое популярное вероучение говорит о том, что душа человека бессмертна. Люди принимают это как истину, потому что на протяжении всего существования человечества, так и не сумели принять смерть. Психика человека, его память, его душа, не позволяют рассматривать понятие смерти, как безвозвратное исчезновение любимого друга или родственника из реальной жизни. Именно поэтому как истинно верующие, так и атеисты, все без исключения возвращаются воспоминаниями к умершим дорогим людям и продолжают общаться с ними на подсознательном уровне. Точнее сказать, не с ними, а с их душой.

Чтобы найти хоть какое-то объяснение тем страданиям, которые нас посещают при трагической потере, мы обращаемся за помощью к церкви. Христианские традиции действительно в этом случае помогают принять потерю и найти в себе силы жить без умершего, но общаться с его душой. Ни один ярый атеист не посмеет отказаться от священнодействий, которые издревле приняты на Руси для проводов души по дорогам потустороннего мира. Это доказывает хотя бы тот факт, что во времена советской власти, при полном отделении церкви от государства, всё так же торжественно проводились похоронные обряды и соблюдались традиции поминовения души на 9 и 40 дней.

Если говорить о христианских преданиях, то они говорят нам о том, что душа умершего человека, прежде чем покинуть землю и вознестись на Небеса, ещё некоторое время находится рядом с нами и блуждает по любимым местам. Именно с этим периодом связана традиция придавать тело земле лишь на третий день кончины. Именно на этот день душа умершего нас покидает и уходит к Богу, чтобы увидеть райскую обитель, предназначенную лишь для праведников.

Читать еще:  Совместимость мужских и женских имен

Душа умершего обретает другой дом. Но какая-то невидимая сила, бесконтактная связь между душами разлучённых смертью людей, становится тем лучом веры в то, что оказавшийся на Небесах человек обязательно обретёт вечную жизнь, а оставшиеся на земле — душевный покой. И многие, кто прошёл через эти испытания, подтвердят факт обретения умиротворения и облегчения страданий от потери, лишь по истечении 40 дней.

Дни поминовения в христианстве

Когда умерший человек ещё не переступил границу вечности, родственники должны всячески пытаться выразить ему знаки любви и внимания, оказывать уважение. Ведь человек жив, пока о нём помнят. Религиозным ритуалом в обязанности христианина входят не только организация похорон, но и устройство поминальных обедов. На них приходят все, кто считает нужным отдать дань памяти покинувшему нас человеку.

День третий

Считается, что на 1 и 2 сутки душа умершего, вместе с Ангелами, совершает поход по всем уголкам земли, вспоминая основные события своей земной жизни, которые оставили отпечаток в душе, несмотря на то, радостные это воспоминания или горькие. На 3 день, когда родственники осуществляют погребение тела и совершают обряд поминовения (справляют поминки), новопреставленная душа находится рядом и грустит, вынужденная на третий день нас покинуть.

Святое писание говорит о том, как пройдёт душа человека за 3 дня все близкие сердцу места, посетит дорогих людей, на что представляется ей полная свобода, после этого обретёт она успокоение от земных дел и перестанет о них тревожиться. Незавершённые дела земные с этого момента будут забыты и значимость приобретут лишь предстоящие мытарства. Для этого на 3 день Господь примет душу на Небо, чтобы она смогла подготовиться к встрече с Ним и с Правосудием.

Третий день для оставшихся на земле является днём окончательного прощания, а для почившего — днём первой встречи души с Господом Богом.

На 3 день принято:

  • совершать погребение;
  • заказывать в церкви панихиду;
  • до опускания тела в могилу сделать уборку в доме, где 3 дня находился гроб;
  • устроить поминальный обед.

9 дней после смерти

Что значит эта дата?

После вознесения на Небо, душу умершего встречают девять Ангелов. Считается, что теперь, на протяжении 9 дней, девять ангельских чинов, являющихся слугами Отца Небесного, будут являться защитниками новопреставленной души на суде Божьем. Только они могут просить Его о высоком помиловании умершего за земные грехи.

На 4 день душа, при содействии Ангелов, попадает в райские врата и может лицезреть всю их необыкновенную красоту. Так душа проводит 6 дней, забывая ту скорбь и боль, которая в ней жила, будучи ещё в теле. Видя в райских садах лишь добро и любовь к себе, душа корит себя за грехи вольные или невольные, которые совершала при жизни. Получается, что 9 дней душе даётся не только на избавление от земных страданий и боли, а также она испытывает муки совести и жаждет раскаяния.

На девятый день Ангелы ведут душу на покаяние. Второй раз предстаёт душа перед троном Господа Бога и испытывает перед ним страх и трепет. Именно поэтому на девять дней надо молиться о милости Божьей к душе усопшего. Ведь после покаяния дух покойного отправляется на созерцание жестоких мучений нераскаявшихся грешников, то есть прямо в Ад.

Девять дней — когда начинаются первые терзания, связанные со страхом не попасть в высшее распоряжение Бога.

На 9 дней принято:

  • заказывать церковную молитву о помиловании души умершего (панихиду);
  • устраивать вторые поминки с трапезой;
  • из гостей на помине присутствуют лишь родственники и те, кто вспомнят сами;
  • упоминание как можно больше добрых дел усопшего за этой трапезой поможет душе его обрести милость при покаянии.

В православии считается, что с четвёртого по девятый день после смерти душе предстоит увидеть Рай, а с девятого по сороковой день — Ад.

40 дней

После ухода человека из жизни, в ритуале поминания считается очень знаменательным именно 40-й день. И тому есть библейские подтверждения:

  • Пророк Моисей соблюдал пост, продолжительностью 40 дней, после чего получил от Отца Небесного скрижали Завета на горе Синай.
  • Иисус Христос, сын Божий, вознёсся на небеса тоже на 40-й день после воскрешения.
  • Моисей блуждал с иудейским народом по египетской пустыне 40 лет в поисках Палестины, земли обетованной.
  • Другой пророк, Илия, 40 дней шёл до священной горы Хорив.
Читать еще:  Совместимость мужчины Стрельца и женщины Близнецов в паре, Магиня

В православной традиции 40 дней стоит в доме усопшего поминальный хлеб с вином. В некоторых случаях можно увидеть не хлеб, а блин, не вино, а воду. Эти перемены не имеют существенного значения. Главное, таким образом передаётся на Небо весточка, что умершего помнят и о нём заботятся. Что все души ранее умерших родственником могут прийти на это угощение и тоже помянуть покойного.

Увидев муки адовы, грешная душа в течение этих 40 дней спускается на землю и витает над могилою, своим домом, это называют мытарствами. Она просит отпустить ей все прегрешения, потому что не хочет попасть в ад, который видела. За эти дни надо простить ей все грехи, потому что она, всё осознав, всех об этом молча просит. И ещё это надо сделать (простить покойника) затем, чтобы предотвратить возвращение его на землю в грешном образе. Чтобы вернулся он чистым и непорочным.

В 40-й день душа возвращается на Небо и Ангелы третий раз ведут её к Богу на Страшный Суд. Тогда уже решается конечная участь грешника или праведника. По раскаянию душе место назначается, в Раю или Аду. Именно в этот период нужно молиться за душу неприкаянную тем, кто остался на земле, и особенно просить прощения перед Господом за его земные грехи, ведь эти молитвы учитываются и заглаживают вину покойного, что является пропуском в Рай. А присоединение души к лику Ангелов позволит умершему стать усердно молящемуся, ангелом-хранителем.

Сорок дней — это как раз та грань, которая отделяет вечную жизнь от земной.

На 40 дней принято:

  • ходить на кладбище;
  • заказывать панихиду;
  • собирать поминальный стол;
  • а вот алкоголь употреблять запрещается.

С окончанием 40 дней можно:

  • убирать траурные украшения;
  • уносить на могилу поминальную воду, блины или хлеб;
  • открывать зеркала и стёкла;
  • выносить из дома вещи умершего;
  • оформлять и убирать могилу.

Душа тесно связана с земным миром все 40 дней после смерти. Что значит такое понятие знают те, кто терял близких. Часто родным кажется, что после похорон в доме ещё ощущается чьё-то незримое присутствие. Именно с этим связан обычай завешивать стёкла и зеркала. Некоторые языческие поверья утверждают, что в зеркалах душа может заблудиться и не найти дорогу на Небеса.

Многие люди, недавно потерявшие родственников, рассказывали, что у них были сновидения, в которых они видели усопших родственников, пришедших к ним попрощаться. А также немало людей, признавались, что до 40 дней слышали в доме присутствие умершего, его запах, шаги, скрипы и дыхание. В христианстве же эти видения считаются суеверием.

Правила поминального стола

Есть при приготовлении поминального стола особые традиции. Среди разных блюд должны присутствовать:

  • кутья из риса или пшеницы, с изюмом, сахаром или мёдом;
  • борщ;
  • кисель или компот, иногда квас;
  • блины с мёдом или пироги со сладкой начинкой;
  • бутерброды;
  • винегрет и соления;
  • студень.

В таком меню крупа (семена) означает новую жизнь души после смерти, а мёд, изюм и сладкая начинка в пирожках символизирует сладкую жизнь в Раю. На стол подаётся и первое. Чаще всего — это борщ.

Начинается поминальное застолье с прочтения всеми присутствующими молитвы «Отче наш». Можно святые слова произносить и про себя, повторяя их за читаемым вслух ближайшим родственником.

После молитвы первым делом подают всегда кутью. Остальные блюда готовятся исходя из возможностей и желаний родственников. Лучше если помин будет скромным. Вообще, считается, что шикарный поминальный стол поощряет грех чревоугодия. Ведь скорбящие собираются, чтобы в первую очередь вспомнить добрыми словами ушедшего и оказать поддержку родственникам.

Какие бывают молитвы на поминальные дни

Покойному не нужны красивый и дорогой гроб, изысканные яства на поминальном столе, а уж тем более алкоголь. Ему необходима наша духовная поддержка. Именно поэтому очень важно в эти дни за него молиться и заказывать молитвы:

  • Панихида — важно заказать этот обряд на 9, 40 дней и годовщину, впоследствии панихида проводится по субботам.
  • Сорокоуст — поминальная Литургия, особый обряд, символизирующий омовение души кровью Христа.
  • Псалтырь за упокой — псалмы читают в монастырях и специальные молитвы к ним, их можно заказывать на год.

При проведении обрядов необходима и личная молитва, в которую надо вложить всю веру, чувства и уважение к ушедшему близкому человеку. При молении надо зажигать свечи и писать поминальные записки. Очень хорошо подавать записки в монастырях, где за душу усопшего будут молиться истинные праведники.

Но молиться за покойного надо не только на сорок и девять дней после смерти, стоит вспомнить о нём и провести церковный обряд в годовщину. Ведь Дни рождения после смерти больше не отмечаются, а совершаются лишь ежегодные поминовения в день наступления вечной жизни.

Видео

Это видео поможет вам понять, как правильно провожать усопших и проводить ритуальные обряды.

Источники:

http://dishupravoslaviem.ru/dusha-na-3j-9j-i-40j-den-posle-smerti/
http://pravoslavie.ru/6381.html
http://liveposts.ru/articles/culture-society/religion/chto-znachat-ritualnye-obryady-posle-smerti-9-i-40-dnej

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: