Ранние формы религиозного сознания

Ранние формы религиозного сознания

ЛЕКЦИЯ № 2. Ранние формы религиозного сознания

Первым этапом собственно человеческой истории является, как известно, первобытно-общинная эпоха. В этот период заканчивается формирование человека как особого биологического вида. На границе раннего и позднего палеолита зоологическая, стадная организация плавно перетекает в родовую структуру, представляет собой уже исходный человеческий коллектив. Последующее развитие ведет к возникновению общинно-родового уклада и вырабатыванию всевозможных методов социальной жизнедеятельности. Согласно имеющимся в исторической науке представлениям, хронологически этот период начинается в позднем палеолите и захватывает отрезок времени вплоть до начала неолита. В «социальном пространстве» ему соответствует движение человечества от ранних форм социальной организации (род) до первобытной соседской общины.

Для первобытности особенно присуща высокая степень соединения человеческого бытия со всем, что протекает в окружающей природе. Отношения к земле и небу, климатическим изменениям, воде и огню, растительному и животному миру в условиях присваивающего (собирательно-охотничьего) хозяйства являлись не только объективно необходимыми факторами человеческого существования, но и составляли непосредственную сущность жизненного процесса. Единство бытия человека и природы, очевидно, должно было выразиться в отождествлении того и другого уже на уровне «живого созерцания». Зарождающиеся на основе полученных ощущений представления связывали и хранили впечатление от чувственного восприятия, причем мысль и чувство являлись как нечто единое, неотрывное друг от друга. Можно допустить, что результатом могло стать наделение умственного образа свойствами воспринятого через чувства природного явления. Подобное «слияние» природы и ее чувственно-образного отражения выражает качественное своеобразие первобытного сознания. Для первобытности становятся характерными такие особенности архаического мировосприятия, как отождествление человеческого бытия с природным и подавляющее преобладание коллективных представлений в индивидуальном мышлении. В единстве они образуют специфическое состояние психики, которое обозначается понятием первобытный синкретизм. Содержание этого типа психической деятельности заключено в недифференцированном восприятии природы, человеческой жизни (в ее общинно-родовом качестве) и чувственно-образной картины мира. Древние люди были настолько включены в окружающую их среду, что мыслили себя сопричастными решительно всему, не выделяясь из мира, тем более не противопоставляя себя ему. Первобытной целостности бытия соответствует не расчлененное на особые формы примитивно-целостное сознание, для которого, упрощенно говоря, «все является всем».

Ранние формы религиозного сознания: тотемизм, анимизм, фетишизм

Рассмотрим наиболее примитивные и архаичные формы религии.

Тотемизм обычно определяют как веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных, растений, или иных явлений природы. Термин тотемизм заимствован у североамериканского племени ожибвы и означает «род его». Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным родственником.

Тотемические представления обуславливают определенные ограничения в деятельности и общения: что можно делать, а чего нельзя, с кем можно общаться, а с кем — нельзя.

Читать еще:  Народные приметы о погоде по животным

Первопричиной тотемизма, по мнению Э. Дюркгейма, является признание священного. «Тотемизм — писал он — это не вера в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Она настолько независима от отдельных субъектов, в которых воплощается, что и предшествует их появлению, и живет после них».

Тотемистские верования существует не в виде абстрактных представлений, а в форме системы жизнедеятельности людей, их повседневных поступков, их отношений с окружающей средой, с другими людьми. Важнейшим составным элементом этой жизнедеятельности является тотемическая обрядность. С этой обрядностью связаны все важные этапы в жизни человека: рождение, посвящение, смерти. Поэтому тотемизм нельзя просто рассматривать как совокупность верований и обрядов, а как вторичный социальный институт, производный от института рода. Главнейшие устои рода — неприкосновенность места, недоступность тотемической обрядности для лиц чужой крови, правила половой регламентации, обязательное наследование тотема в мужской или женской линии, устанавливали раз и навсегда контингент лиц, принадлежащих роду.

Таким образом, можно согласить с выводами Э. Дюркгейма, что первопричиной тотемизма является признание священной силы, силы, заимствованной у самого коллектива, сила коллективного начала, превосходящей всех конкретных индивидов.

Но первобытные люди также верили, что носителями таинственной силы могут быть и конкретные предметы — фетиши (от португальского feitico — волшебный, чудодейственный). Отсюда проистекает такая повсеместно распространенная форма первобытной религии как фетишизм.

Фетишем может стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного, кусок дерева и т.д. Не важно, какой это предмет, важно, что за ним замечено действие какой-то силы.

Одной из разновидностей фетишизма является идолопоклонство. Идол — это материальный предмет, которому придана форма человека или животного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

Еще один из распространенных верований и, связанных с ними символических действий первобытного человека, является анимизм (от лат. anima — душа) — вера в существование духов и души.

Анимизм — это не первоначальная основа религии, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система верований и символических действий. которая, как и все другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасаются с ними. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.

Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Духи не представляли собой чего-то сверхъестественного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак — способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня и т.д.

Высшей формой развития анимизма является вера в относительно самостоятельно самостоятельное существование души. Эти души могут быть самой различной природы. Они могут переселяться в других людей и животных.

Читать еще:  О чем говорит примета, если горят уши, щеки, лицо

Таким образом, тотемизм, фетишизм и анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека.

БИЛЕТ 3. Ранние формы религиозного сознания

Религиозное сознание — это причастность определенным религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определенной религии и религиозной группе.

К ранним формам религиозного сознания относятся:

1. Поклонение природе;

7. Культ предков;

8. Священные цари;

1. Поклонение природе. Явления природы понимаются архаичным человеком как силы, вызывающие страх и поклонение. Чаще всего предметом почитания была безличная природная сила. Древнейшими объектами поклонения являлись Небо и Земля. Часто бог Неба рассматривается как Вечный Отец, имеющий власть вмешиваться в события, происходящие в природе и жизни людей, он управляет светилами, сотворяет мир и принимает души умерших.

2. Анимизм. Важным измерением ранних религиозных традиций является анимизм — вера в существование многочисленных духов-хозяев, помогающих или мешающих в человеческих делах, и соответствующие формы почитания.

3. Тотемизм. Одной из ранних форм верований является тотемизм — почитание животных-предков. В системе тотемистических представлений человек рассматривается как находящийся в родственной связи и мистических взаимоотношениях с тотемом, в качестве которого обычно выступает животное, растение или священный предмет.

4. Шаманизм. Мир сотворен и управляется Великим Духом. Важным является представление о путешествии шамана в другие миры, совершаемое в трансовом состоянии, которое достигается во время ритмического танца, иногда применяются особые дыхательные приемы или наркотизирующие вещества.

5. Ведовство — совокупность знаний и действий, основанных на представлении о проникновении в. человеческое сообщество скрытых носителей злого начала, ведьм и ведунов. Колдовство может быть благотворным, направленным на благо общины (вызывание дождя, обеспечение урожая) или вредоносным.

6. Фетишизм (в антропологии) – почитание материального объекта, фетиша, в котором, как считается, пребывает дух, и который, как полагают, влияет на жизнь и судьбу индивида или группы.

7. Культ предков. Понятие «культ предков» включает многообразие верований и практик, связанных с поклонением духам умерших. Поклонение предкам основано на представлении о тесной связи между миром живых и умершими, которые продолжают оказывать влияние на живущих.

8. Священные цари. По представлениям архаичных людей жизнь природы и всего мира зависит от священного царя или жреца. Священный царь должен соответствовать представлениям о здоровом мужчине, не имеющем физических недостатков или болезней, сильным, рослым и нестарым. Одной из главных функций священного царя было представительство за свой народ перед божественными предками.

9. Магия, совокупность представлений, в основе которых лежит вера в возможность человека достичь определенной цели (воздействия на людей, предметы и явления окружающего мира) сверхъестественным путем с помощью действий и обрядов

БИЛЕТ 4. Религиозные представления в Древнем Египте

Геродот о религии древних египтян. Когда Геродот посетил Египет в 450 г. до н.э., не говоря на языке египтян, Геродот должен был использовать переводчиков или записывать со слов греческих поселенцев, проживавших в стране, а также со слов представителей египетского жречества.

Читать еще:  Совместимость женщины-Льва и мужчины-Водолея в отношениях и браке

►Как писал отец истории Геродот, «… египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

►Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота — не только чистота души, но и тела. «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым» — говорили во времена фараонов. Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки — утром, в полдень, вечером и в полночь.

►Культовая Египта сторона напрямую связана с обрядовой стороной религии. Во-первых, у египтян были как культ богов, та и культ животных, которые нашли в себе тесное переплетение, т. к. практически каждый бог отождествлялся с каким-нибудь животным, и наоборот.

►«Для ухода за животными каждой породы назначены из египтян определенные служители — мужчины и женщины, и эти должности переходят по наследству от отца к сыну», — пишет Геродот. Это показывает, как был важен культ животных для египтян, что даже существовало, скорее всего, отдельное сословие, которое было ответственным за здоровье и жизнь животных, обязанности которых передавались по наследству.

►О жертвоприношениях Геродот сообщает следующее: «Быки считаются посвященными Эпафу, и поэтому их тщательно исследуют вот каким образом… Исследование проводит нарочно назначенный для этого жрец, причем животное стоит прямо, а затем лежит на спине. Если животное окажется чистым по всем статьям, то жрец отмечает его, обвивая папирусом рога, и затем, намазав их печатной глиной, прикладывает свой перстень с печатью». Это говорит нам о том, что существовало особое жречество, у которого были обязанности проверки животных на чистоту и пригодность для жертвы, которые подтверждались юридически особой печатью.

►Отдельного внимания заслуживает и другая сторона египетского культа — бальзамирования. Как нам известно, для египтян оно имело особое сакраментальное значение, что подтверждают слова Геродота: «Для этого поставлены особые мастера, которые по должности занимаются ремеслом бальзамирования». Бальзамировались абсолютно все: и богатые, и бедные.

Пантеон египетских богов.

Характерная черта египетской религии – многобожие. В каждом номе превозносилось свое божество. В самое раннее время поклонялись богу Гору, затем Ра, потом Амону. Самыми культовыми фигурами в пантеоне египетских богов были Осирис и Исида.

Атум (отождествлялся с Ра) – солнечный бог (сам себя создал).

Из него порождаются Шу (бог воздуха и солнечных лучей) и Тефнут (богиня влаги дождя и росы).

Из этой пары рождаются Нут (бог неба) и Геба(земля).

Нут и Геб породили Осириса (бог плодородия), Сета(бог пустыни и хаоса), Исиду(символ трона, богиня-мать) и Нефтиду (богиня рождения и смерти). Эти индивиды и составили ВЕЛИКУЮ ДЕВЯТКУ БОГОВ ЕГИПТА.

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 164 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники:

http://www2.e-reading.club/chapter.php/99691/6/Pankin_-_Istoriya_mirovyh_religiii__konspekt_lekciii.html
http://vuzlit.ru/502614/rannie_formy_religioznogo_soznaniya_totemizm_animizm_fetishizm
http://studopedia.net/13_72712_bilet—rannie-formi-religioznogo-soznaniya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector