История происхождения Таро

История происхождения Таро

Само слово «таро» многозначно: это и фамилия, и итальянская река, и небольшой остров, затерянный где-то на просторах Тихого океана. Однако чаще всего это слово используют, имея в виду колоду карт. Причем не игральных, хотя их и раздают иногда для особой игры под названием «тарок». Карт особых, прорицательных. Карт, которым, как говорят, известно о человеке все. Его прошлое, настоящее и даже скрытое туманом будущее.

История названия

Даже то, почему карты Таро называют именно так, а не иначе, до сих пор остается загадкой. Есть предположение, что египтяне некогда говорили «Та Рош», имея в виду «Путь царей». Однако домыслы о том, как звучали мертвые языки, тем более — языки с иероглифической письменностью, всегда остаются лишь домыслами.

А вот классическая латынь позволяет, комбинируя буквы, построить фразу «ROTA TORA ORAT TORA ATOR». Фразу вполне осмысленную, в переводе она значит «Колесо Таро провозглашает Закон Посвящения». И мы действительно находим символ колеса на 10-й карте, или Аркане. Да, они носят еще и такое имя, от латинского «arcanus», означающего «скрытый, замкнутый, молчаливый, таинственный». Считается, что любая карта Таро одновременно указывает на одну из тайн мироздания и дает способ в нее проникнуть.

Как же люди получили столь удивительный инструмент? Он открылся медленно, шаг за шагом, в течение многих веков. И при посредстве многих лиц, от, скорее всего, вымышленного и никогда не существовавшего в человеческом обличье Гермеса Трисмегиста до вполне реальных подданных Российской империи Владимира Шмакова и Григория Мебеса. Пройдемся коротко по основным этапам этого грандиозного пути.

Откуда взялись карты Таро

Первые европейские колоды таро появились между 1410 и 1430 годами на севере Италии. Они представляли собой сочетание исходной четырехмастной колоды игральных карт и 22 дополнительных козырных карт, известных как Старшие арканы (carte dei Trionfi), с изображением аллегорических персонажей.

Самая старая из сохранившихся колод – тарокки (Тагос-chi) – была создана художником Бонифачо Бембо в середине XV века для могущественного миланского семейства Висконти – Сфорца.

В Средневековье и в эпоху Возрождения общество было подвержено всевозможным влияниям, особенно эзотерическим. Аристократии нравились всевозможные заморские «развлечения». В связи с этим можно высказать предположение, что эзотерические аналогии, присутствующие в Таро Бембо, были завуалированы: их следовало хранить в тайне, дабы не навлечь на себя гнев христианской церкви.

Спрятанному за безобидной личиной популярной игры Таро удалось избежать гонений, направленных против всевозможных герметических и нехристианских веяний в стремлении очистить от них Европу.

Однако не следует забывать и о том, что Возрождение положило начало новшествам в области искусства и внесло замешательство в религиозную сферу, что привело к огромным общественным, духовным и философским изменениям, которые моментально охватили Европу.

Колода [ править ]

Старшие Арканы [ править ]

В колоде Райдера — Уэйта [ править ]

Они же Великие Арканы. Их 22: 21 «козырь» со своими уникальными названиями и изображениями плюс отдельно карта «Шут». Традиционно подписываются и нумеруются римскими цифрами. Помимо широкого спектра трактовок символизируют общеизвестные архетипы, благодаря чему фигурируют в поп-культуре чаще всего.

  • 0 (XXII) «Шут/Дурак» (The Fool) — молодой человек в цветастой одежде, с белой розой в руке и узелком на плече. Глядя в небо, он шагает к обрыву, от чего его пытается удержать собака под ногами. Архетип Ребёнка, символизирует незрелость, беззаботность, легкомыслие и безрассудство. Шут может считаться как самым младшим, так и самым старшим в данном ряду.
  • I «Маг» (The Magician) — мужчина среднего возраста с магическим жезлом в поднятой руке, стоящий перед столом с предметами, олицетворяющими масти младших арканов: жезл, кубок, меч и динарий. Над головой символ бесконечности, пояс образуют две кусающие друг друга за хвост змеи. У ног цветут растения. Архетип Мастера, символизирует смекалку, инициативу, потенциал и созидательную деятельность, а также хитрость и манипулятивность.
  • II «Верховная Жрица» (The High Priestess) — моложавая женщина в жреческих одеяниях со свитком Торы/книгой в руках, сидящая на каменном кубе между колоннами Боаз и Яхин. На голову надет древнеегипетский головной убор лунной богини Хатхор (в некоторых вариантах папская тиара), на груди висит крест, под ногами — серп Луны. На занавесе позади изображены разрезанные плоды граната. Архетип Богини, символизирует интуицию, ясновидение и таинственность.
  • III «Императрица» (The Empress) — женщина в одежде с рисунком цветов и скипетром в поднятой правой руке сидит в кресле посреди сада с рекой, окружённая злаками. У подножия кресла стоит щит в форме сердца, украшенный знаком Венеры. На голове — корона/диадема с 12 звёздами. В левой руке иногда изображён щит с эмблемой феникса. Архетип Матери, символизирует плодородие, процветание, чувственность и творческую энергию.
  • IV «Император» (The Emperor) — на троне из камня, украшенном головами Овна (знак Марса), сидит одетый в латы беловолосый мужчина. На голове — золотая корона, в руках — скипетр, иногда держава. Вокруг простираются лысые горы и красное небо. Часто на изголовье трона или живьём изображён феникс. Архетип Отца, символизирует дисциплину, прагматизм, ответственность и настойчивость, иногда упрямство и деспотизм.
  • V «Верховный жрец» (The Hierophant) — на троне между двумя массивными каменными колоннами сидит человек, одетый в сутану. На голове — папская тиара, в левой руке — крест с тремя перекладинами, правая рука поднята в благословляющем жесте. У ног — два скрещенных золотых ключа (герб Ватикана). По обе стороны от жреца лицом к нему стоят, склонив головы, два коленопреклоненных священника. Архетип Святого, символизирует веру, нравственные ценности и догматизм, возможно нетерпимость и фанатизм.
  • VI «Влюблённые» (The Lovers) — обнажённые Адам и Ева на фоне Эдемского сада. Над ними парит благословляющий амур, над амуром светит солнце. Позади Евы — Древо познания, на котором часто изображают Змея-Искусителя, позади Адама — Древо жизни. Архетип Выбора, символизирует неизбежность принятия решений и дилемму между долгом и желанием, материальным и идейным.
  • VII «Колесница» (The Chariot) — тяжёлая колесница в анфас, запряжённая двумя сфинксами — белым справа и чёрным слева. На передке колесницы — эмблема в виде крылатого щита, с символом вертикально стоящего стержня в горизонтальном круге вокруг него. Управляет колесницей молодой воин в доспехе с короной на голове и остроконечным скипетром в руке, над головой возничего усыпанный звездами голубой балдахин. Архетип Прорыва, символизирует триумф, амбиции и устремления, а также высокомерие, браваду и несдержанность.
  • VIII «Сила» (Strength)
  • IX «Отшельник» (The Hermit)
  • X «Колесо Фортуны» (The Wheel of Fortune)
  • XI «Правосудие» (The Justice)
  • XII «Повешенный» (The Hanged Man)
  • XIII «Смерть» (The Death)
  • XIV «Умеренность» (The Temperance)
  • XV «Дьявол» (The Devil)
  • XVI «Башня» (The Tower)
  • XVII «Звезда» (The Star)
  • XVIII «Луна» (The Moon)
  • XIX «Солнце» (The Sun)
  • XX «Суд» (The Judgement)
  • XXI «Мир» (The World)

В других колодах [ править ]

В Марсельском Таро, в отличие от колоды Райдера — Уэйта, старший аркан «Сила» носит номер XI, а «Правосудие» — VIII. В старинных же колодах могут существенно различаться не только последовательность, но и названия козырей («старших арканов» по поздней терминологии). Педаль в пол давит колода Минкьяте, в состав которой входит аж 41 козырь (помимо обычных — 12 знаков зодиака, 4 христианские добродетели и 4 стихии).

Собственную колоду с оригинальными названиями некоторых старших арканов создал также широко известный даже за пределами эзотерических кругов Алистер Кроули. Она называется «Таро Тота» и является третьей по популярности.

Младшие Арканы [ править ]

По достоинствам соответствуют обычным игральным картам (очковые карты от туза-единицы до десятки плюс придворные карты). Однако есть два отличия.

Во-первых, названия мастей: мечи, пентакли (или монеты), чаши (или кубки) и жезлы (или палицы). Такие же масти используются в итало-испанской колоде обычных карт.

Во-вторых, в каждой масти есть не три, а четыре придворные карты: Паж, Рыцарь, Королева и Король (так в колоде Райдера — Уэйта; в других колодах названия могут быть иными). Таким образом, суммарное количество младших арканов — 56, а не 52.

Уэйт был первым, кто не ограничился изображением символов мастей на очковых картах младших арканов, а проиллюстрировал их полноценными сюжетными картинками.

С четыремя стихиями обычно соотносятся так: жезлы — огонь, чаши — вода, мечи — воздух, монеты — земля. Соответствие с традиционными (французскими) мастями обычных карт: мечи — пики, жезлы — трефы, монеты — бубны, чаши — черви.

Альтернативные версии происхождения карт таро

История карт таро окутана легендами и мифами. Некоторые специалисты не согласны с официальной версией происхождения таро, которую я описала вначале. Их мнения имеют право на существование – поэтому давайте познакомимся с альтернативными взглядами на возникновение таро.

Первая альтернативная версия – цыганская. Согласно ей, арканы изображают священные мифы цыган – и именно они принесли таро в Европу.

Вторая версия – иудейская. Ее сторонники считают, что карты отражают священное учение Моисея, которое тот получил от Бога на священной горе Синай.

Третья версия – пифагорская. Она гласит, что таро отражают учение древнегреческого философа Пифагора о тайном смысле чисел.

Есть также четвертая – очень красивая версия о египетском происхождении арканов. В 18-м веке был создан труд под названием «Первозданный мир. Анализ и сравнения с современным миром». В этом трактате автор раскрывает тайны происхождения карт таро и настаивает на том, что они являются детищем египетской культуры. Сторонники этой версии считают, что арканы отражают систему посвящения, которую практиковали жрецы Древнего Египта.

Однако историки провели большую работу – и выяснилось, что в 18-м веке египетская тематика была очень популярной, а потому часто использовалась в коммерческих целях предприимчивыми личностями. Поэтому исторические факты были искажены. Увы, ничего египетского в картах таро нет. Египетская тематика — не что иное, как отличная реклама продукту и способ привлечь к нему больше внимания.

Как бы там ни было, таро входит в моду и всё больше людей хотят изучать эту систему. Да и профессия таролог снова набирает обороты.

Я рассказала версию о происхождении таро, подкрепленную фактами. А также перечислила альтернативные взгляды на историю карт. С чем соглашаться — решать вам.

Изучайте карты. Это интереснейшая вещь, которая помогает развиваться и видеть мир в истинном свете.

Если вам понравилась статья, поделитесь ей с друзьями в соцсетях и подпишитесь на обновления моего блога. Здесь появится еще много интересного!

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: