Разум и религия против суеверий и примет

Разум и религия против суеверий и примет

Эльзара Юнусова

«Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (Коран, 31:34)

Как часто мы сталкиваемся с приметами и суевериями? Как часто слышим от родителей и стариков «так нельзя, грех», и отчего на наш вопрос «почему нельзя?» у них зачастую не находится ответов?

Словари объясняют слово «суеверие», как предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо сверхъестественные, потусторонние силы, а «приметы» — как «определенные события, которым приписывается прогностическое значение», признак, предвещающий что‑нибудь.

К сожалению, многие люди придерживаются суеверий, нелепость которых совершенно очевидна. Например, считают, что черная кошка, перебежавшая дорогу, — вестник несчастья. Однако вера в то, что на судьбу человека оказывает воздействие что‑либо помимо Аллаха, является грехом придания Господу сотоварища, ширком.

Исмаил Гаспринский о суевериях

Более века назад выдающийся крымскотатарский просветитель, политический и общественный деятель Исмаил Гаспринский в газете «Терджиман» опубликовал небольшую статью. В ней, в частности, говорилось:

«Наши суеверия и дурные обычаи питаются традицией, примером. Они столь сильны, что часто ум и религия пасуют перед ними, и заклинания какой-либо ветхой старушки пользуются большим доверием, чем указание знающего человека или совет ученого духовника».

В своих рассказах Гаспринский приводит примеры укоренившихся обычаев, противоречащих и здравому смыслу, и предписаниям Ислама:

«В случае смерти муллы, шейха, мударриса или иного общественного служителя наши мусульмане обыкновенно стараются посадить на его место сына покойного, даже если этому мешает несовершеннолетие, недостаточная обученность, дурной характер и тому подобное. Против такого обычая восстает не только здравый смысл, но также и религия мусульман. Но, увы, обычай сильнее разума и веры».

Ученый также высказывался о различных талисманах, оберегах и заговорах:

«Особенно глупо и смешно носить амулеты и талисманы, но каждый из мусульман их носит. От дурного глаза — голубой камушек, для безопасности — каракули или бессмыслицу, начертанные на треугольной бумажке, для сохранения супружеской любви — подшить к постели волчий хвост или лапку ежа! Волчья шуба может греть, ибо не пропускает холода, но какое значение может иметь волчий хвост или лапка ежа к человеческому сердцу и чувству? Просить у Бога что‑либо прямой ясной молитвой имеет намного большее значение, а подобные заклинания и амулеты приравнены Пророком к языческим обрядам и прямо воспрещены мусульманам как людям, имеющим точную, определенную веру».

Мы решили задать несколько вопросов, касающихся данной темы, теологу, магистру шариатских наук Сейрану Арифову.

— Верит ли мусульманин в приметы?

— Аллах в Коране и пророк Мухаммад (мир ему и благословение) запрещают верить нам в приметы. Внимания стоит лишь то, что имеет научное обоснование и причинно-следственные связи. Мы знаем, что в природе определенная причина может привести к тому или иному следствию. Например, если пасмурно, то пойдет дождь — значит, выезжать в дорогу нежелательно. Этого Ислам не отвергает, а только призывает изучать окружающий мир.

Приметы — это то, что не обосновано, не имеет доказательств, не соответствует законам природы, установленным нашим Создателем. Нельзя верить, что если черная кошка перешла дорогу, то непременно случится несчастье. Нельзя помахать деньгами над товаром и ожидать, что торговля будет успешной. Никто, кроме Аллаха, не влияет на ход событий, счастье и несчастье приходит только от Него.

— Почему человек склонен верить в приметы?

— Вера в приметы — это путь, на который толкает шайтан, религиозное невежество людей.

— Среди крымских татар распространены, такие, казалось бы, безобидные суеверия, как лить воду вслед уходящему, не стричь ногти на руках и ногах в один день, не стричь волосы самому себе.

— Нужно различать народную мудрость, опыт и суеверие. В давние времена не стригли ногти и волосы в темное время суток, поскольку без нормального освещения, как сейчас, можно было порезаться ножницами. Это скорее народная мудрость, которая объясняется жизненным опытом человека, совет, который передают родители, но никак не суеверие. Если же вы спросите у любого ученого, как продать помидоры с помощью помахивания купюрой над ними, он вам не ответит. Таким образом, шайтан толкает человека к таким измышлениям, и религия уступает суеверию.

Мусульманин должен отвергнуть все тайное и непонятное, поскольку в Коране четко сказано: «. (Вся) милость во власти Аллаха; Он дарует ее, кому хочет. Аллах — обладатель великой милости!» Принимать во внимание можно только те законы, которые установил в этом мире Господь.

— Есть ли в Исламе понятие сглаза?

— Сглаз в Исламе есть. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Сглаз — это истина». У нас есть дуа, переданные в хадисах Пророка (мир ему и благословение), в которых он учил нас просить у Аллаха защиты от сглаза.

— А разъясняется ли в Коране сама природа сглаза?

— Природы сглаза мы не знаем, четких указаний на этот счет нет. Мусульманину не обязательно понимать, как это действует, но если Пророк (мир ему и благословение) сказал, что такое явление существует, то мы принимаем это во внимание. Скажем, не стоит слишком расхвалить другого человека и, тем более, завидовать его имуществу, работе, восторгаться его детьми, ведь всё это — милость и дары Аллаха. Если что‑то, что нравится, то, выражая свое восхищение, мусульманин просто обязан произнести «машаллах», чтобы не сглазить другого.

— Вешать бусинки на ребенка, стучать по дереву, тянуть за уши, рисовать золой на лбу черную точку. Это правда защищает от чего‑то, или все-таки лучше читать дуа?

— Есть народные традиции, которые принимают форму суеверия. Если человек убежден, что бусинка или зола могут от чего‑то защитить, то это уже суеверие, которое в Исламе запрещено и является грехом. Возможно, когда возникли эти обычаи, мусульмане просто надеялись, что черное пятно на лбу или бусинки будут. отвлекать чужой взгляд, но сегодня все эти суеверия не имеют ни религиозного, ни шариатского, ни научного обоснования. Мы должны избавиться от них и верить только в Аллаха, читать суры Корана, которые наилучшим образом защитят от сглаза, колдовства и вредительства шайтана. Не следует оставлять то, что напрямую нас защищает, и обращаться к необоснованным и недоказанным вещам.

В заключение хотелось бы отметить, что мусульмане могут читать дуа и произносить слова, подобные этим: «Если Аллах пожелает, по воле Аллаха, по милости Аллаха, все будет хорошо». Ожидание хорошего, положительные мысли, радостные надежды — это качество верующего, угодное Всевышнему, ведь Господь — самый милостивый и милосердный.

Можно ли мусульманам верить в приметы

Как известно, мусульманство не признает другого божества, тем более явления множества Богов, кроме единого Творца. Люди, подверженные более крепкой, глубокой вере, утверждают, что приметы выдуманы, в них нельзя верить. Тем не менее, среди восточного народа мусульманские приметы существуют и внушают страх или восхищение.

Люди едва ли не по всему земному шару с замиранием сердца смотрят на просыпанную соль, поскольку это примета, которая ссорит всех. Однако она берет свое начало из древних времен. Сотни лет назад вожди и главари разных племен и народов скрепляли тот или иной договор небольшим обрядом – они сыпали щепотку соли себе в рот, пользуясь одной солонкой. Считается, что именно тогда возникла мусульманская примета, что просыпанная приправа приведет к ссоре (или к расторжению контракта).

И все же мусульманские поверья имеют место на просторах современного мира, многие из них схожи с общемировыми. Черная кошка не к добру, и вообще «во всем виновата лестница у стены».

Речь о том, что большинство примет имеют свое начало, но с ходом времени их возникновение забылось, зато значение того или иного суеверия приобретало мистический характер. Здравый смысл верующего мусульманина подсказывает, что приметам верит тот, у кого низкая самооценка, ведь намного проще свою неудачу свалить на волю случая, судьбу, нежели на отсутствие ответственности или мастерства у себя.

Издревле считалось, что верующий мусульманин, который «предал дело из-за приметы» попросту доверился многобожию. Один из немногих сподвижников Пророка говорил, что нет на Земле добра, кроме добра Аллаха, так же, как и нет другого зла, кроме его кары. Искупление ложной веры принесет возобновление поклонения единому Творцу.

О суеверии, приметах и т.п.

Сообщение Garry » 18 сен 2009, 22:37

Ас-салам алейкум, братья.

Давно хотел спросить (забывал постоянно) — на бытовом уровне сталкиваюсь то ли с предрассудками, то ли я не знаю (а имеет далил):
1. распространено » не здороваться через порог» (хоть одной ногой шагнуть),
2. вечером не давать деньги из рук в руки, а куда-нить положить.
Кроме того, слышал, что помыв руки, не надо (не стоит) их встряхивать (не брызгать).

Наверняка кто то сталкивался ещё с чем то . может что то имеет под собой основу

Сообщение Garry » 22 сен 2009, 23:22

Сообщение Abu Idris Dinar » 23 сен 2009, 07:57

قال ابن مسعود القصد في السنة خير من الإجتهاد في البدعة

Сказал Ибн Мас`уд: Умеренность в сунне лучше чем усердие в бида`те.

Сообщение abduLLAAh » 23 сен 2009, 13:24

Re: О суеверии, приметах и т.п.

Сообщение Abu Maryam » 23 сен 2009, 14:43

Re: О суеверии, приметах и т.п.

Сообщение Rust24 » 23 сен 2009, 21:02

Re: О суеверии, приметах и т.п.

Сообщение Umm Safiya » 24 сен 2009, 21:15

Ассалам алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятуху!

А вот еще такой вопрос — можно ли ориентироваться на лунный календарь при стрижке волос, ногтей и пр.? К примеру, понятное дело, что все это ерунда, мол, «подстрижешь в такой-то день — будешь богатым» и т.д., но можно ли ориентироваться на «растущую, убывающую луну»? Или это тоже самое?

Re: О суеверии, приметах и т.п.

Сообщение make777 » 01 окт 2009, 21:34

Re: О суеверии, приметах и т.п.

Сообщение мусульманка! » 03 окт 2009, 21:39

Сообщение A’mash » 04 окт 2009, 04:00

Re: О суеверии, приметах и т.п.

Сообщение ibn Garifulla » 04 окт 2009, 08:36

Re: О суеверии, приметах и т.п.

Сообщение Umm Safiya » 04 окт 2009, 19:12

ассалам алейкум уа рахматуЛлах

правда ли, что еду надо прикрывать? что нельзя оставлять ее открытой, так как шайтан что-то там делает с ней.
я, например, и так не оставляю еду открытой, но, бывает, сухофрукты, орешки лежат открытые.

Re: О суеверии, приметах и т.п.

Сообщение Rust24 » 20 дек 2009, 20:52

ibnGarifulla » Вс 04 окт 2009, 04:36
Rust24 писал(а):
Еще хотел бы дополнить про ширк. Говорить после бани » с легким паром!» тоже ширк, » ни пухи ни пера» тоже ширк. А ведь на первый взгляд вроде ничего плохого.

Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлаhи уа баракатух. Брат, наверняка вам следовало бы писать почему такие выражения являются малым ширком. Ведь то что известно вам, не всем известно. Все равно что я скажу: говорить «добрый день» — малый ширк, и не объясню почему.
Я плохо помню, но в одной из лекций брат абу Мухаммад, говорил про эти выражения, это связано что то с древней Русью и с шайтанами, кто помнит братья привидите пожалуйста объяснения этим выражениям.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector